Введение
Далее несколько слов о судьбе проекта Самоквасова и покровительственной политики самодержавия в отношении губернских архивных комиссий.
Приняв рассмотренное выше компромиссное решение о проекте архивной реформе Самоквасова, одиннадцатый Археологический съезд постановил обратиться с ним непосредственно к верховной власти, но почетный председатель съезда, один из великих князей, передал проект на предварительное рассмотрение Министерства внутренних дел и вместе с проектом представил заключение директора Археологического института о том, что архивную реформу можно произвести при посредстве губернских комиссий.
Так о дальнейшем движении проекта долго не удавалось ничего узнать, Московская археологическое общество обратилось в 1900 году к министру внутренних дел с запросом о судьбе проекта, и тогда началась изощренная министерская волокита. Несмотря на то, что все материалы по этому проекту имелись в министерстве, оно потребовало от Общества новой докладной записки. Записка была предоставлена в 1903 году вместе с новым изложением проекта Самоквасова под заглавием «проект архивной реформы» и со ссылкой на постановление двенадцатого Археологического съезда состоявшегося в 1902 году в Харькове и постановившего вновь обратиться к верховной власти с просьбою спасти архивные материалы, «гибнущие массами от сырости, огня, движения на бумажной фабрике и частного расхищения». В новом варианте проекта Самоквасов сделал еще одну уступку поборникам губернских архивных комиссий: он отказался от требования организации областных архивов, против которых архивные комиссии возражали с самого начала, и ограничился предложением создать 90 губернских центральных архивов.
Но, несмотря и на эти уступки проект был все же не приемлемым для защитников комиссий и самого правительства, особенно два его пункта: во- первых, требование учредить школы архивоведения при государственных архивах древних актов в Москве и Киеве и кафедр архивоведения в Московском и Киевском университетах, что подрывало монополию идеологического руководителя комиссий – Петербургского археологического института, и, во-вторых, требования создать для обсуждения проекта особую вневедомственную комиссию при Государственном совете, так как «министерство занято своими специальными задачами и не имеют в своей среде лиц, располагающих временем и знаниями, потребными для разработки общего и сложного законодательства по архивной реформе».
Таким образом, и новый еще более компромиссный вариант проекта Самоквасова дальнейшего благоприятного движения так же не получил.
Политический кризис в России в начале XX века. Экономический
кризис. Обострение внутриполитической обстановки
За промышленным подъемом 90-х годов XIX в. последовал мировой экономический кризис 1900-1903гг., который подорвал платежеспособность крупных российских коммерческих банков. Госбанк поднял учетную ставку с 4,5 % до 7,5 %. Это было выше, чем в европейских странах. Началась задержка выплаты зарплаты на заводах, банкротство предприятий. Рез ...
Благородная россиянка Екатерина Романовна Дашкова
Новый переворот 1762 года поставил на трон женщину не только умную и с тактом, но и чрезвычайно талантливую, на редкость образованную, развитую и деятельную. Среди сподвижников Екатерины II, способствовавшим ее воцарению и прославившими ее правление особое место принадлежит Екатерине Романовне Дашковой. В лице знаменитой княгини женщина ...
Направления диссидентского движения
В диссидентском движении можно выделить три основных направления:
- первое - гражданские движения ("политики"). Самым масштабным среди них было правозащитное движение. Его сторонники заявляли: "Защита прав человека, его основных гражданских и политических свобод, защита открытая, легальными средствами, в рамках действующ ...
Разделы