Черногория в Новое время. Черногория в XVI — 70-х гг. XIX в.
Страница 1

Материалы » Историческое развитие Черногории » Черногория в Новое время. Черногория в XVI — 70-х гг. XIX в.

Общественно-экономическое положение Черногории в составе Османской империи.

Черногория считалась султанским хасом, однако в ней не было владений турецких феодалов, и турецкому правительству так и не удалось укрепить свою власть в Черногории, зависимость которой от Порты была слабой и фактически сводилась к уплате черногорцами дани (харача), нередко собиравшегося с помощью военной силы.

Отсутствие плодородных пригодных для обработки земель лишило черногорцев жизненно необходимых продуктов питания. Присоединение к Венеции далматинского побережья преградило им доступ к морю и еще больше осложнило их жизнь.

Черногорцы имели также военные обязательства перед Портой: они должны были защищать границу от нападений извне. Особые условия, сложившиеся в Черногории, оторванность от внешнего мира, необходимость защиты своей свободы от турецких посягательств, привели к тому, что на основе существовавших ранее кнежин там образовались территориально-административные единицы — племена, состоявшие из нескольких братств. Племенные объединения стали и военно-политическими союзами. Они совместно защищались от нападений и вели военные действия. Племена оказывали защиту своим членам, в них строго соблюдались порядки местного права, включавшего в себе некоторые архаические обычаи, например кровную месть. В каждом племени имелся свой збор (скупщина) — собрание всех взрослых членов, решения которого были обязательными. В Черногории существовал и общий представительный орган — збор, или скупщина. На нем решались наиболее важные вопросы внутренней жизни, отношений с турками, Венецией и другими государствами. Решения выносились митрополитом, главным кнезом и остальными воеводами.

Несмотря на существование этого общечерногорского представительского органа, племена были очень разобщены и постоянно враждовали друг с другом. Межплеменная рознь разжигалась и турецкими властями. В этих условиях единственным фактором, объединявшим черногорцев, была православная церковь, которая на протяжении веков способствовала поддержанию и развитию национального самосознания, что было очень важным в условиях антитурецкой борьбы. Это идеологическое оружие успешно использовалось Цетинской митрополией и ее владыками, роль которых постоянно усиливалась. Их резиденцией был Цетинский монастырь, расположенный высоко в горах.

На протяжении ХVII в. турецкое правительство стремилось лишить черногорцев автономных прав и заставить их регулярно платить налоги. Эта политика встречала активное сопротивление, которое возглавляли и поддерживали митрополиты.

Европейские государства, учитывавшие важное стратегическое положение Черногории на Балканах и заинтересованные в войне против Турции, периодически обращали свое внимание на этот маленький народ. Так, Венеция, воевавшая с турками, стремилась установить свой протекторат над Черногорией.

В ХVII в., особенно в период войны «Священной лиги» с османами, черногорцы вели частые боевые действия против турок, надеясь на помощь Венеции. Однако Венеция не могла им оказывать постоянную поддержку. В 1692 г. турецкие войска вновь вторглись в Черногорию, овладели Цетинским монастырем и разгромили его.

Черногория в XVIII в.

В этот период борьба черногорцев обострилась с новой силой. Она велась за полное освобождение от турецкой власти и создание собственного государства. Этот важный исторический этап начался с правления митрополита Данилы Шчепчевича из племени Негошей (1697—1735). В своей деятельности первостепенной задачей он считал ликвидацию межплеменной розни. Для этого в 1713 г. им был создан общий для всей Черногории судебный орган — «Суд владыки Данилы», состоявший из 12 племенных старейшин. Из страны были выгнаны потурченцы, вводились наказания за кровную месть.

В первой половине ХVIII в. черногорцы сумели установить политические связи с Россией. Когда царь ПетрI после Полтавской битвы обратился к молдаванам, валахам и сербам за помощью в предстоящей войне с Турцией, наибольший успех призыв Петра I имел у черногорцев, которые в 1711г. начали четническую борьбу против турок.

В 1715 г. владыка Данила отправился в Россию, где рассказал о тяжелом положении черногорцев и их борьбе за независимость. Он получил в подарок большие церковные ценности, а также значительную денежную сумму для раздачи пострадавшим от османов. Петром I была установлена и постоянная денежная субсидия Цетинскому монастырю.

Материальная и политическая помощь, которую оказывала Россия черногорцам в ХVIII в., способствовала успеху их освободительной борьбы.

В то же время Венеция стремилась сохранить свое политическое влияние на Черногорию. Преемники Данилы, владыка Савва и митрополит Василий, полностью ориентировались на поддержку России и стремились ослабить влияние Венеции, добиться полной независимости страны от Порты. Владыка Василий трижды ездил в Петербург, где просил предоставления черногорцам денежных пособий. В России он написал и опубликовал в 1754 г. « Историю Черной Горы». Этой книгой митрополит стремился привлечь внимание русской общественности к своей родине.

Страницы: 1 2 3 4

Масштабы ГУЛАГА
Начиная с перестройки, постоянно встает вопрос о реальном количестве репрессированных за годы существования ГУЛАГа. По имеющимся данным более сорока отечественных и зарубежных авторов изучали и изучают проблемы уголовно-правовой политики СССР в 1920-1950-е годы прошлого века. Книга А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ", которая, ...

Герб города
СТАРЫЙ ГЕРБ.8 июля 1970 года решением горисполкома был утвержден герб города по варианту, предложенному архитектором Выповым А.В. Герб города представляет собой геральдический щит. На белом поле щита, олицетворяющем сибирскую природу, помещено стилизованное изображение разреза доменной печи красного цвета и черный квадрат, символизирующ ...

Русь в 9-11вв.
При князе Олеге (882-1912гг) заклад-ся основы гос-ой и эк-ой системы Руси. Гос-во состояло из волостей управляемых князьями, наместниками киевского князя. Военные и админ-ые ф-ции выполняла дружина. Знать получает земли в вотчинные владения. Устан-ся система сбора дани с населения – полюдье. В 907г. Олег совершил на Константинополь и вз ...