Черногория в Новое время. Черногория в XVI — 70-х гг. XIX в.
Страница 1

Материалы » Историческое развитие Черногории » Черногория в Новое время. Черногория в XVI — 70-х гг. XIX в.

Общественно-экономическое положение Черногории в составе Османской империи.

Черногория считалась султанским хасом, однако в ней не было владений турецких феодалов, и турецкому правительству так и не удалось укрепить свою власть в Черногории, зависимость которой от Порты была слабой и фактически сводилась к уплате черногорцами дани (харача), нередко собиравшегося с помощью военной силы.

Отсутствие плодородных пригодных для обработки земель лишило черногорцев жизненно необходимых продуктов питания. Присоединение к Венеции далматинского побережья преградило им доступ к морю и еще больше осложнило их жизнь.

Черногорцы имели также военные обязательства перед Портой: они должны были защищать границу от нападений извне. Особые условия, сложившиеся в Черногории, оторванность от внешнего мира, необходимость защиты своей свободы от турецких посягательств, привели к тому, что на основе существовавших ранее кнежин там образовались территориально-административные единицы — племена, состоявшие из нескольких братств. Племенные объединения стали и военно-политическими союзами. Они совместно защищались от нападений и вели военные действия. Племена оказывали защиту своим членам, в них строго соблюдались порядки местного права, включавшего в себе некоторые архаические обычаи, например кровную месть. В каждом племени имелся свой збор (скупщина) — собрание всех взрослых членов, решения которого были обязательными. В Черногории существовал и общий представительный орган — збор, или скупщина. На нем решались наиболее важные вопросы внутренней жизни, отношений с турками, Венецией и другими государствами. Решения выносились митрополитом, главным кнезом и остальными воеводами.

Несмотря на существование этого общечерногорского представительского органа, племена были очень разобщены и постоянно враждовали друг с другом. Межплеменная рознь разжигалась и турецкими властями. В этих условиях единственным фактором, объединявшим черногорцев, была православная церковь, которая на протяжении веков способствовала поддержанию и развитию национального самосознания, что было очень важным в условиях антитурецкой борьбы. Это идеологическое оружие успешно использовалось Цетинской митрополией и ее владыками, роль которых постоянно усиливалась. Их резиденцией был Цетинский монастырь, расположенный высоко в горах.

На протяжении ХVII в. турецкое правительство стремилось лишить черногорцев автономных прав и заставить их регулярно платить налоги. Эта политика встречала активное сопротивление, которое возглавляли и поддерживали митрополиты.

Европейские государства, учитывавшие важное стратегическое положение Черногории на Балканах и заинтересованные в войне против Турции, периодически обращали свое внимание на этот маленький народ. Так, Венеция, воевавшая с турками, стремилась установить свой протекторат над Черногорией.

В ХVII в., особенно в период войны «Священной лиги» с османами, черногорцы вели частые боевые действия против турок, надеясь на помощь Венеции. Однако Венеция не могла им оказывать постоянную поддержку. В 1692 г. турецкие войска вновь вторглись в Черногорию, овладели Цетинским монастырем и разгромили его.

Черногория в XVIII в.

В этот период борьба черногорцев обострилась с новой силой. Она велась за полное освобождение от турецкой власти и создание собственного государства. Этот важный исторический этап начался с правления митрополита Данилы Шчепчевича из племени Негошей (1697—1735). В своей деятельности первостепенной задачей он считал ликвидацию межплеменной розни. Для этого в 1713 г. им был создан общий для всей Черногории судебный орган — «Суд владыки Данилы», состоявший из 12 племенных старейшин. Из страны были выгнаны потурченцы, вводились наказания за кровную месть.

В первой половине ХVIII в. черногорцы сумели установить политические связи с Россией. Когда царь ПетрI после Полтавской битвы обратился к молдаванам, валахам и сербам за помощью в предстоящей войне с Турцией, наибольший успех призыв Петра I имел у черногорцев, которые в 1711г. начали четническую борьбу против турок.

В 1715 г. владыка Данила отправился в Россию, где рассказал о тяжелом положении черногорцев и их борьбе за независимость. Он получил в подарок большие церковные ценности, а также значительную денежную сумму для раздачи пострадавшим от османов. Петром I была установлена и постоянная денежная субсидия Цетинскому монастырю.

Материальная и политическая помощь, которую оказывала Россия черногорцам в ХVIII в., способствовала успеху их освободительной борьбы.

В то же время Венеция стремилась сохранить свое политическое влияние на Черногорию. Преемники Данилы, владыка Савва и митрополит Василий, полностью ориентировались на поддержку России и стремились ослабить влияние Венеции, добиться полной независимости страны от Порты. Владыка Василий трижды ездил в Петербург, где просил предоставления черногорцам денежных пособий. В России он написал и опубликовал в 1754 г. « Историю Черной Горы». Этой книгой митрополит стремился привлечь внимание русской общественности к своей родине.

Страницы: 1 2 3 4

Политика СССР в отношении азиатских стран
СССР стал проводить все более активную политику в отношении азиатских стран, прежде всего пограничных. Советская дипломатия полагала, что рост национального сознания в Азии и на Востоке дает мощный импульс для расшатывания «основ западного империализма», который неизбежно приведет к победе в Европе социалистической революции. Опираясь ...

Тем не менее Петр стал царем.
Петр Великий по своему духовному складу был один из тех простых людей, на которых достаточно взглянуть, чтобы понять их. Петр был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. Христосуясь на пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине. От природы он ...

Направления диссидентского движения
В диссидентском движении можно выделить три основных направления: - первое - гражданские движения ("политики"). Самым масштабным среди них было правозащитное движение. Его сторонники заявляли: "Защита прав человека, его основных гражданских и политических свобод, защита открытая, легальными средствами, в рамках действующ ...