Предмет и задачи методики обучения истории
Страница 3

Материалы » Обучение истории » Предмет и задачи методики обучения истории

Объем усваиваемого материала, прочность и глубина усвоения, сила воспитательного воздействия зависят в конечном счете от характера и интенсивности учебной деятельности школьников в процессе обучения: яркости и эмоциональности впечатлений, сопереживания учениками исторических фактов, эффективности мыслительной работы, актуализации ранее усвоенных знаний. Результативность учебной деятельности школьников резко возрастает, если и процессе обучения они являются не пассивными слушателями и зрителями, а активными участниками процесса.

Изучение школьниками истории, как и другие процессы познания человеком окружающего мира, протекает по общим законам марксистско-ленинской теории познания. Вместе с тем процесс познания школьниками истории имеет и свои существенные специфические черты. Общие законы познания по-разному проявляются при изучении различных наук, например математики и истории; познание каждой из них имеет свою специфику. Детское познание имеет свои особенности по сравнению с познанием взрослых людей причем эти особенности проявляются тем ощутительнее, чем младше дети. Наконец, познание школьниками истории, в отличие от научного познания, является усвоением уже добытых наукой знаний и разработанных ею методов.

Содержание — обязательный компонент процесса обучения; вне его не может быть и самой учебной деятельности школьников. Материал школьного курса истории чрезвычайно разнообразен. Ученики по-разному воспринимают, осмысливают факты и выводы, образы и термины и т.д. По-разному материал воздействует и на воспитание учащихся, на развитие у них мышления, фантазии, наблюдательности.

Руководство учебной деятельностью школьников осуществляет в основном учитель — организатор и руководитель процесса обучения. Руководство учителя учебной деятельностью школьников осуществляется даже тогда, когда они самостоятельно выполняют его задания и рекомендации; научить учащихся работать самостоятельно — одна из главных задач учителя. Руководить учебной деятельностью учащихся, в частности организацией самостоятельной работы учащихся, учителю помогает методическое построение учебных пособий.

Разные приемы раскрытия одного и того же исторического материала, например рассказ, беседа, чтение документа, демонстрация картины, пробуждают у учащихся различную учебную деятельность и соответственно приводят к разным педагогическим результатам.

Особенно важно то, как приемы обучения стимулируют мышление и самостоятельность учеников. Например, в зависимости от приемов ознакомления учащихся с греческими мифами оно может свестись к чтению занимательных сказок, или быть использовано для познания истории Греции. Доступность материала во многом зависит от приемов его раскрытия; материал, малодоступный школьникам при устном его объяснении учителем, усваивается лучше при использовании наглядности. Эффективность того или иного приема обучения зависит от изучаемого материала (образы, факты, обобщающие выводы и пр.), от целей обучения, от подготовленности учащихся (развития, интересов, умений и т. д.).

Страницы: 1 2 3 

Восточные славяне и соседи.
Ранняя история восточных славян тесно связана с историей хазар, норманнов и византийцев. Хазары были ближайшими соседями полян на востоке. Кочевая орда хазар переселилась в Европу вслед за гуннами, аварами и болгарами. В отличие от других орд, прошедших через поволжские степи на запад, хазары, потеснив болгар, осели в Поволжье. Образов ...

Присоединение Средней Азии к России
К моменту широкого наступления России Средняя Азия имела разнообразное по национальному составу население. Из феодальных государств Средней Азии выделялись три - Кокандское и Хивинское ханства и Бухарский эмират. В 1864 году русские войска вступили в пределы Кокандского ханства. Были заняты города Туркестан и Чимкент. В июне 1865 года б ...

Причины расцвета культуры Древней Греции
Греки одарили так культуру мира, как ни один другой народ. Древние греки – непревзойденные мастера мифотворчества. Они преуспели в этом деле более, чем другие народы. Греки изначально обладали талантом литературного направления. И в этом заключается одна из причин расцвета Древней Греции. «Миф» по-гречески означает «рассказ» или «сказ ...