Предмет и задачи методики обучения истории
Объем усваиваемого материала, прочность и глубина усвоения, сила воспитательного воздействия зависят в конечном счете от характера и интенсивности учебной деятельности школьников в процессе обучения: яркости и эмоциональности впечатлений, сопереживания учениками исторических фактов, эффективности мыслительной работы, актуализации ранее усвоенных знаний. Результативность учебной деятельности школьников резко возрастает, если и процессе обучения они являются не пассивными слушателями и зрителями, а активными участниками процесса.
Изучение школьниками истории, как и другие процессы познания человеком окружающего мира, протекает по общим законам марксистско-ленинской теории познания. Вместе с тем процесс познания школьниками истории имеет и свои существенные специфические черты. Общие законы познания по-разному проявляются при изучении различных наук, например математики и истории; познание каждой из них имеет свою специфику. Детское познание имеет свои особенности по сравнению с познанием взрослых людей причем эти особенности проявляются тем ощутительнее, чем младше дети. Наконец, познание школьниками истории, в отличие от научного познания, является усвоением уже добытых наукой знаний и разработанных ею методов.
Содержание — обязательный компонент процесса обучения; вне его не может быть и самой учебной деятельности школьников. Материал школьного курса истории чрезвычайно разнообразен. Ученики по-разному воспринимают, осмысливают факты и выводы, образы и термины и т.д. По-разному материал воздействует и на воспитание учащихся, на развитие у них мышления, фантазии, наблюдательности.
Руководство учебной деятельностью школьников осуществляет в основном учитель — организатор и руководитель процесса обучения. Руководство учителя учебной деятельностью школьников осуществляется даже тогда, когда они самостоятельно выполняют его задания и рекомендации; научить учащихся работать самостоятельно — одна из главных задач учителя. Руководить учебной деятельностью учащихся, в частности организацией самостоятельной работы учащихся, учителю помогает методическое построение учебных пособий.
Разные приемы раскрытия одного и того же исторического материала, например рассказ, беседа, чтение документа, демонстрация картины, пробуждают у учащихся различную учебную деятельность и соответственно приводят к разным педагогическим результатам.
Особенно важно то, как приемы обучения стимулируют мышление и самостоятельность учеников. Например, в зависимости от приемов ознакомления учащихся с греческими мифами оно может свестись к чтению занимательных сказок, или быть использовано для познания истории Греции. Доступность материала во многом зависит от приемов его раскрытия; материал, малодоступный школьникам при устном его объяснении учителем, усваивается лучше при использовании наглядности. Эффективность того или иного приема обучения зависит от изучаемого материала (образы, факты, обобщающие выводы и пр.), от целей обучения, от подготовленности учащихся (развития, интересов, умений и т. д.).
Меняется облик Кузнецка
Кузнецк, на протяжении двух веков, неоднократно менявший свое административно-территориальное подчинение, с 1804 г. окончательно становится уездным (в 1822 г. - 1898 г. окружным) городом в составе Томской губернии. В это же время Кузнецку жалуется собственный герб, с изображением кузницы. Общественное самоуправление городов, введенное в ...
План - конспект
Первая война
Причины:
Для ослабления российского давления на Польшу западноевропейские страны начали подталкивать Турцию и Швецию к войне с Россией
В 1768 г. Турция потребовала от России вывести войска из Польши, а потом объявила России войну.
Основные этапы:
25-26 июня 1770 г. русский флот под началом А.Г. Орлова и адмиралов Г.А. ...
Н.И. Костомаров об обычаях русского народа
Начинает свой очерк Костомаров с рассказов о том, где и как жили наши предки. ”Жилые местности в старой России были: город, пригород, посад, слобода, погост, село, сельцо, деревня, починок” [Очерк, 112]. Он объясняет характерны отличия каждого из этих населенных пунктов, происхождение их названий. Он пишет о том, что возведение городов ...



Разделы