Кавказ в XVI–первой половине XVII века
Страница 1

Материалы » Кавказ в XVI–первой половине XVII века

Социально-экономическое развитие народов Серного Кавказа в описываемый период характеризуется безусловным преобладанием феодальных отношений и соответствующего им политического устройства находящихся на этих территориях государственных образований. В некоторых случаях верховное правление передавалось по наследству, в других, как, например, в Кабарде или в некоторых частях Дагестана, правитель выбирался на совете представителей правящего класса. Мелкие княжества находились в определенной зависимости от более сильных соседей, однако в целом для этого периода характерно усиление сепаратистских тенденций и стремление правителей к отделению.

Господствующим классом в северокавказских государственных образованиях XVI — начала XVII века были в Дагестане шамхалы, уцмии, май-сумы, ханы, беки, мурзы; у адыгов — князья, уорки; в Карачаевии, у балкар, чеченцев и ингушей — мурзы. В составе феодального сословия выделялись группы людей, хотя и являвшихся детьми правителей, однако в силу того, что они были рождены от женщин более низкого звания, их права на наследство и управление территорией были ограничены. В Дагестане феодалами, находившимися в вассальной зависимости от верховного правления, были беки, обязанные поддерживать своего сюзерена во время военных походов или нападений извне. Часто в Осетии, Балкарии и Дагестане телохранители правителей, исполнявшие при них также и другие виды службы (они назначались послами, сопровождали в поездках и т. д.), становились правителями аулов и селений, полученных ими на вассальных правах.

Значительным земельным собственником становится в этот период и мусульманское духовенство. В Дагестане глава духовенства — шейх-уль-ислам — занимал высокое положение при шамхальском дворе, духовенство фактически владело вакуфными землями. Однако, например, в Кабарде ислам еще только утверждался, равно как и в некоторых обществах Осетии, Ингушетии и Чечни. Так, известно, что в XVI веке в Осетии представители правящего класса уже приняли ислам, а простые хлебопашцы еще оставались христианами.

Опираясь на свои вооруженные отряды, феодалы контролировали большую часть пастбищ, пахотной земли и водных источников, что позволяло им постоянно получать с подвластных земледельцев налог за пользование землей. В частности, осетинские Общества Дигор и Стургор (ущелье реки Уруха) тили «ясах» (подать) правителям Большой Кабарды которые среди прочих получали подать также от чеченского общества Шубут и от некоторых балкарских, ингушских, осетинских и абазинских обществ. Согласно действующим правилам, шамхалы предоставляли сельским обществам за ренту возможность пасти скот на своих пастбищах, а кроме того получали от обществ подати натуральными продуктами. Верховные правители небольших княжеств - шамхалы, ханы, уцмии, князья, мурзы и т. д. сосредоточили в своих руках большую часть земли и скота. Кроме номинально государственных земель, которые они получали в управление, каждый правитель имел собственные угодья, на которых трудились зависимые от них крестьяне. Например, в начале XVII века вся Чечня считалась собственностью шамхала.

Следует отметить, что большая часть северокавказского крестьянства являлась лично свободной (уздени — в Дагестане, Чечне, Балкарии, Ингушетии; тлофокотли — у адыгеев, акави или тльфакоши — у абазин и т. д.), выплачивая ренту за пользование пастбищами или землей. В большинстве случаев крестьяне обязаны были участвовать в войнах с оружием в руках или же содержать войско своего князя и помогать в строительстве крепостей.

В разных княжествах права свободных хлебопашцев были ограничены в той или иной мере в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, в Дагестане и Кабарде простые уздени не имели права кровной мести по отношению к своему князю. В Осетии гибель представителя правящего класса оценивалась в пять дороже, чем гибель простого крестьянина, и более чем в десять раз дороже гибели пленного (ясыря).

Кроме свободных крестьян, существовали категории лично зависимых людей, пользовавшихся землями на условиях выплаты ренты, а также отработки на землях феодала. В зависимость от князя попадали путем специального договора, заключившегося между князем и крестьянином. Обычно зависимыми становились разорившиеся крестьяне или же те, кто не имел своей земли, а также люди, преследуемые согласно обычаю кровной мести. В последнем случае князь платил семье убитого компенсацию, убийца же получал землю, с которой обязан был выплачивать князю определенную подать. Однако существовала категория населения, находившаяся на еще более низкой социальной ступени — рабы. В основном рабами становились военнопленные, причем в портовых городах (Анапа, Дербент и др.) существовали невольничьи рынки. Согласно судебным документам Рустам-хана кайтагского и Умма-хана аварского, убивший раба не подлежит мести со стороны его хозяина. За убийство принадлежавшего беку раба отвечала вся община, к которой принадлежал убийца. Если пленного не выкупали или не обменивали, ему обычно выделяли участок земли, но если при этом он вступал в брачные связи со свободной местной женщиной, его обычно освобождали от рабской зависимости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Гай Гракх - последователь реформ своего брата
После смерти Тиберия Гракха римский сенат не решился отменить проведённые им земельные законы. Это могло привести к открытому возмущению крестьянства. Поэтому наделение землёй продолжалось, но дело шло медленно и вяло, так как крупные землевладельцы ещё более яростно сопротивлялись проведению реформы. Положение изменилось, когда на 123 ...

Восшествие на престол (1754-1774)
Третий сын дофина Людовика и принцессы Марии Жозефы Саксонской, будущий Людовик XVI стал наследником французского престола после смерти отца в 1765. Образование и воспитание юного герцога Беррийского было поручено герцогу Антуану де ла Вогийону (Vauguyon), который не прикладывал больших усилий для подготовки воспитанника к его будущим о ...

Вывод.
Т.о. следует подчеркнуть, что новизна исторического метода немецких авторов из-за их оторванности от уже достигну­тых в ту пору научных основ экономической теории так и не позво­лила исторической школе Германии занять лидирующее место в мировой экономической науке и опровергнуть основные теорети­ко-методологические упущения классической ...