Опричнина
Правительство Избранной рады просуществовало до 1560 года. Важным поводом, вызвавшим его падение, были разногласия с семьей умершей в этот период первой жены царя Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой. Они касались направлений внешней политики. Адашев настаивал на борьбе против Крымского ханства. У царя складывалось мнение о необходимости движения к Балтике. Главной причиной, однако, являлась проблема выбора основных путей политического развития России. Лидеры Избранной рады были сторонниками постепенных реформ, ведущих к упрочению централизации. Иван Грозный предпочел путь террора, способствовавший быстрому усилению его самовластия. Руководители Рады протопоп Сильвестр и царский любимец А.Ф. Адашев оказались в опале и умерли в ссылке. В 1564 году один из бывших участников Избранной рады, князь Андрей Курбский, командовавший русскими войсками в Ливонии, перешел на сторону поляков, опасаясь за свою жизнь. Эта измена усилила подозрительность царя к своему окружению[2].
3 декабря 1564 года Иван IV вместе со специально отобранными боярами и дворянами неожиданно покидает Москву и удаляется в свою загородную резиденцию - Александрову слободу, расположенную недалеко от Троице-Сергиева монастыря. Это повергло простой московский люд в смятение. Никто не мог понять, почему царь так поступил. Вскоре, 3 января 1565 года, появились посланцы от Ивана IV и привезли в столицу две грамоты. В первой - на имя митрополита - царь обвинял церковных иерархов и всех бояр, дворян, воеводских и приказных людей в измене, а во второй адресованной посадскому населению Москвы, писал о том, что на него царский гнев не распространяется. Свое возвращение на престол Иван IV обусловил, правом казнить и миловать "изменников" по своему усмотрению. Московский посад вынудил бояр послать к царю делегацию и просить царя вернуться на его условиях.
Иван IV поделил все государство на две части: опричнину (от слова "опричь" - кроме), выделяемую лично ему в особый удел, и земщину. В опричнину царь включил наиболее экономически развитые районы страны: торговые города вдоль судоходных речных путей, северные промысловые районы Поморья, основные центры солеварения и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. На этих землях поселялись дворяне-помещики, вошедшие в особое опричное войско (Опричный двор), а бывшие владельцы имений - выселялись в земщину. Такой "перебор людишек" еще более усиливал зависимость служилых людей от верховной власти. В опричнине складывались свои, параллельные земским, центральные органы управления: Дума и приказы. Земщиной руководило правительство во главе с И.М. Висковатым.
Средства на содержание опричного войска - этой лейб-гвардии великого государя - собирались с земской части государства. На "прокорм" опричников (их количество первоначально составляло 1 тыс. человек, а позже выросло до 5 тыс.) Иван Грозный потребовал огромную сумму в 100 тыс. руб., равную по стоимости 2 млн. четвертей ржи или тысячи сел с деревнями. От опричников требовалось лишь одно: беспрекословное выполнение приказов царя при полной личной преданности. Взамен опричники получали неограниченные возможности грабить, бесчинствовать и обогащаться за счет открытого разбоя. Фактически опричное войско представляло собой карательный механизм, сочетавший в себе внешние атрибуты монашеского ордена и обычаи бандитской шапки. Страна погрузилась в атмосферу террора.
Среди опричников выделялись князь А.И. Вяземский, боярин Василий Грозной и незнатный дворянин Г.Л. Скуратов-Вельский, по прозвищу Малюта Скуратов, ведавший казнями и пытками. Тогда же выдвинулся и боярин Борис Годунов, в 1570 году женившийся на дочери Малюты Скуратова.
28 июля 1568 г. под влиянием митрополита Филиппа, происходившего из старинного рода бояр Колычевых, верхи московского посада подали царю челобитье с просьбой отменить опричнину. Затем началось восстание посадских людей. Иван IV укрылся в Александровой слободе. Собрав там опричное войско, он продиктовал свои условия. В сентябре был казнен один из виднейших деятелей боярской оппозиции боярин И.П. Федоров, а митрополит Филипп лишен сана и сослан в тверской Отрочь монастырь.
Конец опричнине помог положить, как ни парадоксально, крымский хан Девлет-Гирей, прорвавшийся к Москве летом 1571 г. по вине опричного войска, не оказавшего ему сопротивления. Хан не стал осаждать город, но сумел поджечь его. Москва выгорела дотла, тела сгоревших и задохнувшихся убирали почти два месяца. Иван Грозный понял: над государством нависла смертельная опасность. Объединенные земско-опричные войска под командованием князя М.И. Воротынского разбили войска крымского хана. Страна была спасена. Опричнина была отменена в 1572 году, земли объединили вновь. Даже само упоминание слова "опричнина" было запрещено.
Образование
Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства, рассадником республиканских идей и всякого рода смуты, российские университеты стали одной из первых жертв охранительного курса. Новый университетский устав 1884 г. упразднял их автономию. Был ликвидирован университетский суд, запрещены любые студенческие объединения ...
Авеста
Авеста складывалась постепенно, в течение длительного времени. В сасанидское время Авеста состояла из 21 книги, излагающей мифологические и религиозные представления иранцев. Но эти сведения сохранились далеко не полностью. В окончательном виде она была собрана, канонизирована и зафиксирована пехлевийским письмом зоорастрийскими жрецами ...
Корейская культура раннего средневековья
В период трех государств развивалась культура, послужившая основой для общекорейской средневековой культуры. В идеологии тога времени сохранились остатки первобытных верований и представлений — поклонение природным стихиям, духам предков и т. п. Однако с проникновением конфуцианства и утверждением буддизма как официальной религии на раз ...
Разделы