Предмет и задачи методики обучения истории
Страница 2

Материалы » Обучение истории » Предмет и задачи методики обучения истории

Необходимость дальнейшего усовершенствования обучения истории в условиях свидетельства коммунизма потребовала изучения процесса обучения предмету, выявления в нем объективно действующих закономерностей и использования их для возможно более действенной подготовки всесторонне развитых и сознательных строителей комму мистического общества, беззаветно преданных своей Родине.

Пpoцecc обучения истории включает ряд компонентов находящихся в непрестанном развитии и взаимодействии

Одним из условий эффективности обучения истории является четкое определение его целей. Общие задачи комму мистического воспитания подрастающих поколений могут дать только общее направление процессу обучения истории, но для придания обучению педагогической целеустремленности они должны быть определены конкретно. В процессе обучения намечаются как относительно дальние цели, рассчитанные на несколько уроков вперед (например, формирование у учащихся понятия об общественно-экономической формации в целом), так и более частные (на ближайший урок или даже его часть). Наряду с целями образовательными ставятся задачи развития учащихся, формирование у них умений, воспитания чувств и т. д.

Для того чтобы цели обучения были действенным фактором процесса, определение их должно быть не произвольным, а научным. Оно исходит из общих задач обучения, но учитывает и все его условия: развитие учащихся, их знания и умения, оборудование учебного процесса, число часов на преподавание предмета и др. Научность определения целей обучения требует, чтобы они были реальны, т. е. достижимы в объективно существующих условиях, но в то же время достигались бы лишь при определенных усилиях учителя и школьников и обеспечивали бы развитие последних. В ходе обучения цели его непрестанно развиваются в прямой связи с движением его результатов: по мере достижения одних целей выдвигаются новые, более сложные, что не позволяет при обучении топтаться на одном месте. Чем полнее цели отвечают общим задачам обучения, чем конкретнее они поставлены и чем глубже они осознаны учителем, а насколько это возможно, и школьниками, тем более идейным и партийным по содержанию, целенаправленным и гибким по методам является обучение предмету.

Научным критерием оценки обучения истории являются достигаемые результаты: качество и объем приобретаемых учащимися знаний, умений и навыков, выработка убеждений, воспитание моральных качеств, пробуждение интересов, общее развитие учащихся и т. д. Хорошо в обучении истории лишь то, что способствует решению стоящих перед ним задач.

Образовательно-воспитательные результаты обучения есть непрестанно развивающийся процесс или, точнее, компонент процесса обучения: знания учащихся пополняются, осмысливаются, превращаются в убеждения, формируются умения, растет самостоятельность учащихся. В. И. Ленин указывал, что знания людей надо рассматривать «в вечном процессе

движения», «разбирать . каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным».

В движении результатов обучения отражается, как на светочувствительной пленке, ход учения школьников: восприятие ими материала, их мыслительная деятельность, эмоции, воображение, запоминание и др. Изучение результативности обучения дает критерии для анализа и оценки учебной деятельности школьников, а отсюда и воздействующих на нее факторов — содержания и приемов обучения.

"Наибольшее число ошибок в преподавании проистекает из предположения, что ученик усваивает все так, как рассказывает и показывает ему учитель или как излагает книга. Если бы так было в действительности, то задачи методики ограничивались бы только отбором материала для преподавания и было бы безразлично, какими средствами довести его до учащихся. Но голова ученика не шкатулка, в которую можно вложить готовые знания, убеждения и умения. Знания, а тем более убеждения, умения и чувства не передаются в готовом виде, а формируются на основе восприятия определенной информации и переработки ее в сознании учащихся. Видный советский психолог С. Л. Рубинштейн предостерегает против ошибочного представления «будто воздействия педагога непосредственно, минуя собственную мыслительную деятельность учащегося . порождают в голове нечто становящееся его достоянием. И за усвоением зданий стоит процесс мышления .».

Страницы: 1 2 3

Первый поход татаро-монголов в Восточную Европу и разгром аланов и половцев
Начальным этапом завоевания татаро-монголами стран Западной Азии и Восточной Европы был поход в Среднюю Азию. Поход начался в 1219г. и был направлен против государства хорезмшахов, в состав которого входила большая часть Средней Азии, нынешний Афганистан, почти весь Иран. Несмотря на героическое сопротивление местного населения, монголь ...

Начало Великой Отечественной Войны.
22 июня 1941г. фашистская Германия, без объявления войны, внезапно напала на советский союз. Нарушив Советско-Германсткий договор о ненападении заключённый 23 августа 1939г. одновременно в войну против СССР вступили Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния. В советский союз за годы предвоенных 5-тилеток, было построено 9000 крупных промышл ...

Истоки массового героизма советских людей
Победа или поражение в войне - итог ряда составляющих, среди которых первостепенное место занимает моральный фактор. Что защищали советские люди? Ответ на этот вопрос во многом объясняет поведение людей на фронте и в тылу, стимулы их общественного сознания того времени и личного отношения к противоборству с гитлеровцами. Народ встал на ...