Предмет и задачи методики обучения истории
Страница 2

Материалы » Обучение истории » Предмет и задачи методики обучения истории

Необходимость дальнейшего усовершенствования обучения истории в условиях свидетельства коммунизма потребовала изучения процесса обучения предмету, выявления в нем объективно действующих закономерностей и использования их для возможно более действенной подготовки всесторонне развитых и сознательных строителей комму мистического общества, беззаветно преданных своей Родине.

Пpoцecc обучения истории включает ряд компонентов находящихся в непрестанном развитии и взаимодействии

Одним из условий эффективности обучения истории является четкое определение его целей. Общие задачи комму мистического воспитания подрастающих поколений могут дать только общее направление процессу обучения истории, но для придания обучению педагогической целеустремленности они должны быть определены конкретно. В процессе обучения намечаются как относительно дальние цели, рассчитанные на несколько уроков вперед (например, формирование у учащихся понятия об общественно-экономической формации в целом), так и более частные (на ближайший урок или даже его часть). Наряду с целями образовательными ставятся задачи развития учащихся, формирование у них умений, воспитания чувств и т. д.

Для того чтобы цели обучения были действенным фактором процесса, определение их должно быть не произвольным, а научным. Оно исходит из общих задач обучения, но учитывает и все его условия: развитие учащихся, их знания и умения, оборудование учебного процесса, число часов на преподавание предмета и др. Научность определения целей обучения требует, чтобы они были реальны, т. е. достижимы в объективно существующих условиях, но в то же время достигались бы лишь при определенных усилиях учителя и школьников и обеспечивали бы развитие последних. В ходе обучения цели его непрестанно развиваются в прямой связи с движением его результатов: по мере достижения одних целей выдвигаются новые, более сложные, что не позволяет при обучении топтаться на одном месте. Чем полнее цели отвечают общим задачам обучения, чем конкретнее они поставлены и чем глубже они осознаны учителем, а насколько это возможно, и школьниками, тем более идейным и партийным по содержанию, целенаправленным и гибким по методам является обучение предмету.

Научным критерием оценки обучения истории являются достигаемые результаты: качество и объем приобретаемых учащимися знаний, умений и навыков, выработка убеждений, воспитание моральных качеств, пробуждение интересов, общее развитие учащихся и т. д. Хорошо в обучении истории лишь то, что способствует решению стоящих перед ним задач.

Образовательно-воспитательные результаты обучения есть непрестанно развивающийся процесс или, точнее, компонент процесса обучения: знания учащихся пополняются, осмысливаются, превращаются в убеждения, формируются умения, растет самостоятельность учащихся. В. И. Ленин указывал, что знания людей надо рассматривать «в вечном процессе

движения», «разбирать . каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным».

В движении результатов обучения отражается, как на светочувствительной пленке, ход учения школьников: восприятие ими материала, их мыслительная деятельность, эмоции, воображение, запоминание и др. Изучение результативности обучения дает критерии для анализа и оценки учебной деятельности школьников, а отсюда и воздействующих на нее факторов — содержания и приемов обучения.

"Наибольшее число ошибок в преподавании проистекает из предположения, что ученик усваивает все так, как рассказывает и показывает ему учитель или как излагает книга. Если бы так было в действительности, то задачи методики ограничивались бы только отбором материала для преподавания и было бы безразлично, какими средствами довести его до учащихся. Но голова ученика не шкатулка, в которую можно вложить готовые знания, убеждения и умения. Знания, а тем более убеждения, умения и чувства не передаются в готовом виде, а формируются на основе восприятия определенной информации и переработки ее в сознании учащихся. Видный советский психолог С. Л. Рубинштейн предостерегает против ошибочного представления «будто воздействия педагога непосредственно, минуя собственную мыслительную деятельность учащегося . порождают в голове нечто становящееся его достоянием. И за усвоением зданий стоит процесс мышления .».

Страницы: 1 2 3

Кризис старого консерватизма
Противоречия структурной перестройки, исключительная сложность приспособления к новым условиям воспроизводства и мирового рынка, острота классовых и социальных конфликтов, делают необходимым широкое вмешательство буржуазного государства в экономику, изыскание его новых форм и методов. Резкое углубление общего кризиса капитализма связан ...

Вторжение прогресса
В начале ХХ в. технический прогресс начинает вторгаться и в городское благоустройство. В городах в это время уже работают небольшие движки, которые использовались для освещения с помощью электроэнергии некоторых предприятий и ближайших к ним кварталов. Все губернские города Западной Сибири в начале ХХ в. строят водопроводы. Удаление не ...

Вывод.
Т.о. следует подчеркнуть, что новизна исторического метода немецких авторов из-за их оторванности от уже достигну­тых в ту пору научных основ экономической теории так и не позво­лила исторической школе Германии занять лидирующее место в мировой экономической науке и опровергнуть основные теорети­ко-методологические упущения классической ...