Предмет и задачи методики обучения истории
Страница 1

Материалы » Обучение истории » Предмет и задачи методики обучения истории

Сколько бы лет учитель истории ни преподавал, он все но время сам продолжает учиться; старая латинская поговорки гласит: «Пока учим — учимся». Учитель не только следит за развитием исторической науки, но и учится преподавать свой предмет. В опыте работы других учителей, в методической литературе он находит интересные приемы объяснения трудного материала, своеобразное построение урока, вопросы, помогающие создать на уроке проблемную ситуацию и т. п. Но больше всего вдумчивый и наблюдательный учитель учится на собственных уроках. Он хорошо чувство глубокого удовлетворения, когда он отметал; учеников, вопросам, особому оживлению в их глазах видит, что приведенный им яркий факт, сопоставление двух исторических явлений, рисунок помогли классу быстро и глубоко уяснить материал, вызвали у учащихся живой интерес. Оправдавшие себя на практике приемы работы и материал он включает в свое «методическое вооружение». У опытного учителя истории накапливается огромное количество подобных наблюдений и апробированных практикой приемов. С ростом их числа растет и методическое мастерство учителя.

Неизмеримо богаче любого индивидуального опыта коллективный опыт. Советские учителя истории собрали огромный опыт преподавания и разработали разнообразные и действенные приемы обучения. Творческая работа учителей истории нашла свое отражение в методической литературе — сотнях опубликованных книг и тысячах статей. Опыт

Под методической литературой понимаются книги и статьи по вопросам методики, изданные в помощь учителю; под учебной литературой — книги, предназначенные для непосредственной работы учащихся а процессе обучения отражен также в методическом построении школьных учебников и других учебных пособий по истории.

В практике сложилось понимание слова «методика» как ^совокупность приемов преподавания истории или другого учебного предмета. С развитием марксистско-ленинской гносеологии — науки о познании человеком окружающего мира — и наук педагогических возникло и новое понимание методики как отрасли научного знания.

Для того чтобы признать или не признать методику обучения истории отраслью научного знания и определить эту отрасль, мы должны рассмотреть, есть ли у методики свой предмет исследования и могут ли быть раскрыты и использованы в общественно полезных целях его объективно действующие закономерности.

Накопление личного и коллективного опыта обучения, обмен им и практическое его использование возможны только потому, что в обучении в разных классах и школах проявляются общие зависимости между содержанием и приемами обучения, с одной стороны, и его образовательно-воспитательными результатами — с другой: один и тот же материал, преподаваемый методически одинаково, усваивается более или менее однородно школьниками примерно одинакового уровня развития и производит на них относительно аналогичное воспитательное воздействие.

Конечно, не всегда одно и то же содержание, одни и те же приемы приводят к одинаковым образовательно-воспитательным результатам. На ход и результат урока оказывает влияние даже физическое и нравственное состояние в этот день учителя и утомление или возбуждение учащихся. Опытный учитель старается учесть, влияние и этих условий. Устойчивость, многократная повторяемость сходных результатов обучения истории при одинаковых примерно условиях указывают, что связи между условиями и результатами не случайны, что здесь проявляются объективно действующие закономерности.

Можно накопить огромное число примеров зависимости результатов обучения от его содержания и от приемов преподавания, но это еще не является наукой в настоящем смысле слова. Остановившись на таком этапе развития, методика оставалась бы только собирателем отдельных фактов, регистратором зависимостей, неспособным отделить случайное от существенного и объяснить и обосновать замеченные зависимости. И П. Павлов писал: « .старайтесь нс оставаться у поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие» '.

Страницы: 1 2 3

Введение.
Время, когда Советским Союзом управлял Никита Сергеевич Хрущев, кажется мне интересным по нескольким причинам: во-первых, в этот период произошло великое множество событий, во многом определивших дальнейшее развитие многих стран; во-вторых, произошла очередная для России смена политического курса; в-третьих, это время прошло не так давн ...

Новая политика императора
Новый правительственный курс видимым образом отличался от рефор­маторской деятельности Александра II и его ближайшего окружения — либе­рально настроенных министров. На смену последним пришли Д. А. Толстой, К. П. Победоносцев, С. Г. Стро­ганов, В. П. Мещерский, ставший ближайшим советником Александра III. Это были люди с иным складом ума ...

Перестройка управления во второй половине XVIII века
C 1760-х гг. начинается новый виток реформирования управления г Сибири, еще более унифицировавший ее с Россией и коренным образом изменивший всю структуру власти сверху донизу. В 1763 г. окончательно упраздняется Сибирский приказ, и Сибирская губерния начинает управляться на общих основаниях с прочими российскими губерниями. Сибирские ...