Григорий Распутин
Страница 3

Материалы » Григорий Распутин

«Царский лампадник", как его официально титуловали во дворце, Отец Григорий, на первых же порах своей придворной карьеры, стал в действительности ближайшим царским советником, ходатаем за царя перед богом и посредником между этими почтенными правителями.

Очень верную, сравнительно, характеристику роли Распутина в этот первый период его «государственной» деятельности дает нам хорошо знавший «старца» директор департамента полиции С. П. Белецкий. «Войдя в высочайший дворец,—пишет он,—при поддержке разных лиц, в том числе покойных С. Ю. Витте и князя Мещерского, возлагавших на него свои надежды с точки зрения своего влияния в высших сферах, Распутин, — пользуясь всеобщим бесстрашием, основанным на кротости государя, ознакомленный своими милостивцами с особенностями склада мистически настроенной натуры государя, во многом по характеру своему напоминавшего своего предка Александра I,—до тонкости изучил все изгибы душевных и волевых наклонностей государя, сумел укрепить веру в свою прозорливость, связав со своим предсказанием рождение наследника и закрепив на почве болезненного недуга его высочества свое влияние на государя путем внушения уверенности, все время поддерживаемой в его величестве болезненно к тому настроенной государыней, в том, что только в нем одном, Распутине, и сосредоточены таинственные флюиды. врачующие недуг наследника и сохраняющие жизнь его высочества, и что он как бы послан провидением на благо и счастье августейшей семье».

Став, как «прозорливец», желаемым человеком в чисто семейных делах дома Романовых, Распутин очень скоро вполне естественно становится пред «царскими очами» и «прозорливцем» в делах государственных.

Мнение Распутина о том или ином человеке не оставалось без влияния, при доверии к нему царя и наклонности последнего к мистицизму, особенно, когда государь по своему убеждению или по каким-нибудь другим причинам колебался при назначении какого-нибудь лица». Но одно дело—давать советы, когда за ними обращается лицо, нуждающееся в них, другое дело — давать их без всякого обращения. В последнем случае советник из консультанта становится уже руководителем другого, хотя и продолжает облекать свои указания в форму «советов».

Легко и просто человек, внушающий другому мысль в своей спасительной для нею миссии (путем ряда чудес, исцеления и т. п.), становится со временем для этого другого не только ближайшим советником, но и верховным руководителем, не только «другом», но и «господином». Такое положение и занял при царе со временем Распутин, обласканный монархом и прежде всего его "благочестивой супругой" в качестве "святого". «Император царствует, но управляет императрица . Под указку Распутина». Это подлинные слова С. Д. Сазонова в день отставки его с поста министра иностранных дел (3 августа 1916 г.), сказанные им при прощальном визите французскому послу Палеологу.

Принято думать, что в то время как Николай II считал "советы" Григория внушаемыми ему богом, — «советы» на самом деле исходили от небольшого круга сановных лиц, не брезговавших пользоваться положением «святого» для своих чисто карьеристических и наживных целей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Общий уровень духовного развития русского общества в удельную эпоху.
Вся эта литература, как переводная, так и самостоятельная давала, конечно, не особенно высокого достоинства умственную пищу читающей русской публике того времени. Большей частью она направляла помыслы русских людей на вопросы загробной жизни и приготовления к ней, причем трактовала их нередко наивно грубо. В этом отношении особенно зас­ ...

Людовик XIII
ЛЮДОВИК XIII (Людовик Справедливый, Louis Le Juste) (27 сентября 1601, Фонтенбло — 14 мая 1643, Сен-Жермен-ан-Лэ), король Франции с 1610 из династии Бурбонов. Старший сын Генриха IV Наваррского и его второй жены Марии Медичи. Период правления Людовика XIII является вершиной французского абсолютизма. После смерти Генриха IV Парижский па ...

Даосизм
В середине 1-го тыс. до н.э. возникло множество философских школ. С конфуцианством успешно конкурировал (и дополнял его) даосизм. Его основатель Лао Цзы в форме афористических парадоксов рисовал умиротворяющую картину природы, в которой противоположности сами собой переходят друг в друга или совпадают. Весь мир идет предначертанным путе ...