Торговля и ростовщичество в средневековой Руси
В допетровской Руси наиболее значимый в предпринимательстве является купеческий и ростовщический капитал.
И в Киевской Руси, и в так называемый период, в эпоху образования Московского государства XIV – XV вв. в условиях господства натурального хозяйства крупное торговое предпринимательство ориентировалось главным образом на внешний рынок. С незапамятных времен из России за рубеж вывозились мед, воск, меха, в самой глубокой древности предметом купли-продажи были еще и рабы-пленники. Со временем расширяется экспорт различных продуктов. Из-за рубежа поступали дорогие ткани, ювелирные изделия, металлы, вина. Таким образом, купцы в то время обеспечивали прежде всего потребности знати, нередко они являлись своего рода торговыми агентами князей, бояр. Их прибыль основывалась на существенной разнице цен на товары в местах их производства и пунктах сбыта за рубежом. Цена не зависела от затрат на производство товара, а определялась его редкостью, спросом на него богатых покупателей. Это не что иное, как неэквивалентная торговля, весьма типичная для средневековья.
Крупных купцов, особенно тех, кто регулярно осуществлял внешнеторговые операции на Руси называли «гости». В IX-XI вв. наибольшей активностью отличается с Византией по так называемому пути «из варяг в греки». Первоначально, особенно в IX - начале X вв., большую роль в ней играли варяжские купцы, прибывшие на Русь с Севера в составе дружин своих соплеменников. Вовлекались в эту торговлю и разбогатевшие купцы славянского происхождения. Известно, что в X в. в Константинополь, столицу Византийской империи, ежегодно прибывало до 50 купцов из Руси. В XII-XV вв. расцветает торговля Великого Новгорода. Основными внешнеторговыми партнерами новгородских гостей были представители немецкой Ганзы, объединения северо-германских городов с центром в Любеке, доминировавшего в торговле на Балтике. Ганзейцы стремились сосредоточить в своих руках всю прибыль от продажи русских товаров в Европе и зарубежных товаров – на Руси. С XIV в. начинается процесс возвышения Москвы, где также проявляются крупные купцы. Наиболее влиятельной группировкой коммерсантов XIV-XV вв. были «гости-сурожане», среди которых были и греки, и итальянцы, и русские. Они скупали товары и на русском Севере, активно действовали в бассейне Волги, во владениях Золотой Орды, имели тесные связи с Крымом, с находившимися там колониями генуэзцев – Феодосией (Кафой) и Судаком (Сурожем – отсюда и название корпорации).
Внешняя торговля той эпохи, хотя и сулила немалые барыши, вместе с тем была весьма рискованным предприятием. Купцы страдали от стихийных бедствий, пожаров, кораблекрушений, нередко они подвергались поборам и произволу властей, пересекая многочисленные границы феодальных владений, платили всевозможные пошлины. Большой урон наносили нападения враждебных племен, разбойничьих ватаг, которые действовали практически повсеместно. Поэтому купцы объединялись в караваны, присоединялись к посольствам, которые надежно охранялись. Возникали и более постоянные объединения купцов, например, «Иванское сто», возникшее в Новгороде при церкви Ивана на Опоках. Купцы, входившие в состав торговых караванов или в объединение типа «Иванского ста», обычно действовали как самостоятельные коммерсанты. Однако известны формы и более тесного объединения купцов. Это складничество, характерное для московских купцов XV-XVII веков. «Складники» объединяли свои товары и капиталы, вели торговые операции совместно. Так возникало небольшое коммерческое предприятие, в которое входило не более 4-5 человек. Чаще всего это были родственники.
Весьма древней формой предпринимательства на Руси было ростовщичество (торговля деньгами, кредит). Прибылью ростовщика является процент с выданной в долг ссуды. Процент по их ссудам был по тем временам исключительно высок. В начале XII в. он составлял 50 процентов в год, причем ростовщики брали эти 50% год за годом, не взирая на то, что после двукратного взимания долг был практически возвращен. В последующие века ростовщический процент достигал 50-100% в год. В XVII в. он составлял в среднем 33%. Услугами ростовщиков пользовались крестьяне, ремесленники, нуждавшиеся в деньгах для уплаты податей, «мирских расходов». Клиентами ростовщиков были представители знати. Наконец, в средствах нуждались и сами предприниматели. В качестве ростовщиков выступали не только специализировавшиеся на этом лица из числа богатых горожан, но и купцы, а также бояре, князья и особенно монастыри. В этой сфере предпринимательской деятельности долгое время сохранялись специфические средневековые черты.
Биография
Ельцин Борис Николаевич родился 1 февраля 1931 года в селе Бутка Талицкого района Свердловской области в крестьянской семье. Русский. Мать – Ельцина (Старыгина) Клавдия Ивановна, крестьянка. Отец – Ельцин Николай Игнатьевич, крестьянин, из кулаков, осужден в 1934 году за антисоветскую пропаганду, отсидел, вскоре вышел. Борис Ельцин – ст ...
Начало революции. Кровавое воскресенье
Все эти проблемы требовали внимания со стороны лидера государства. С началом русско-японской войны Николай II попытался объединить общество против внешнего врага, сделав значительные уступки оппозиции. Николай II хотя и делал некоторые попытки для стабилизации обстановки в России в начале века, однако ситуация требовала более решительны ...
Деятельность партизанского движения с ноября 1942 по конец 1943 года
Указанный период движения Сопротивления был временем его наибольшего развития на территории СССР и, в частности, на Украине. Этот период отмечен увеличением количества действующих партизанских формирований, ростом их численности и превращение этого вида борьбы в фактор оперативно-стратегического значения. В это время были проведены широ ...
Разделы