Григорий Распутин
Но были люди, подобные французскому послу Палеологу, которые взирали на Распутина как на подкупленного агента Германии, как на какого-то «мошенника», которого банкирам Манусам и Рубинштейнам легко удавалось обращать взяткой в «слепое орудие» их финансовой политики. Распутин, отнюдь не брезгуя «чужими» деньгами, был разумеется гораздо -требовательней, чем это полагали в своей наивности и тот же посол Франции, и многие другие. Хитрому «старцу» нужна была прежде всего безопасность трона, негласно им самим занимаемого, нужно было укрепление царского престижа, вот-вот готового рухнуть под угрозой полчищ Вильгельма II, нужно было спасать царя, а главное себя самого, связанного с царем и его казною, сулившими куда больше блага, чем те, что были в распоряжении какого-то Мануса, который «обеспечивал связи с Берлином». — Вот где надо искать причину поворота Александры Федоровны, находившейся под полным влиянием Распутина, в сторону сепаратного мира с Германией (намек, который содержится в письме царицы от 17 апреля 1915 г., где она цитирует Николаю II послание своего брата великого герцога Эрнста-Людвига с предложением «начать строить мост для переговоров»). Во времени войны 1914—1916 гг. Распутин окончательно овладел директивой всей государственной и церковной жизни России. Илиодор, называя его «неофициальным русским царем и патриархом», не слишком фантазировал, в этом теперь — после опубликования целого ряда документов, относящихся к эпохе "распутиновщи" приходится сомневаться.
В делах церкви Распутин стал для духовенства "царь и бог". Победа Распутина над епископом Гермогеном, слова самой царицы Александры Федоровны из письма которой (12 ноября 1915 года) говорят, что от Распутина действительно зависело назначение любого из угодных "старцу" пастырей на любой из высших постов, кончая митрополичьим! — "Душка, — пишет "благочестивейшая" Николаю II,—я забыла рассказать тебе о Питириме, экзархе Грузии . он человек достойный и великий молитвенник, как говорит наш Друг (т. е. Распутин) . Он (Распутин же) просит тебя быть твердым, так как Питирим Единственный подходящий человек. У него (Распутина) нет никого, кого бы он мог рекомендовать на место Питирима ."
Лишь выясняя его роль как роль негласного самодержавного монарха, — можно охарактеризовать то положение, какое занимал этот «святой» в трагическом финале династии Романовых. Да, то был «царь»!—некоронованный, но все же «царь»— пред кем смирялась воля самого «помазанника божьего»! негласный «царь», творивший чудеса, исцелявший больных, воскрешавший мертвых, заклинавший туманы, изгонявший «блудного беса», спасавший, наконец, державу Российскую. — «Царь не от мира сего», хотя пожалуй и чересчур «земной» в известном отношении.
Выше царя! — вот истинное положение, какое занимал этот «простец» в больном воображении своих державных приверженцев. Но кто же мог претендовать на положение «выше царя»? Бог только бог. «Григорий, Григорий, ты Христос, ты наш Спаситель», — говорили своему "лампаднику" цари, целуя его руки и ноги. Это сказал Илиодору сам «Григорий» в порыве откровенности. Это невероятное признание, на основании ряда документов, подтверждают сокровенные доселе источники этой неслыханной в истории биографии! Начав с молитвенных ходатайств за царя перед богом, Распутин стал посредником меж ними, чтоб потом занять место и того, и другого. «Царь и бог» — поистине, такое сказочное совместительство в лице развратного к тому же и почти неграмотного «мужика» было возможно лишь в стране неограниченных возможностей.
Таллеман де Рео. Из «Занимательных историй»
Покойный Король был неглуп; но, как я уже однажды сказал, ум его имел склонность к злословию; говорил он с трудом, и поскольку в придачу он отличался робостью, то и держался, как правило, нерешительно. Он был хорошо сложен, довольно сносно танцевал в балетах, но почти всегда изображал смешных персонажей. Он прочно сидел в седле, мог при ...
Государственно-монополистический капитализм
Капитализм вступил в фазу государственного монополистического развития, характеризующийся образованием монополий и усилением вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Развитие материального производства значительно ускорилось. За 30 лет (70-90-е гг. XIX в.) объем мировой промышленной продукции возрос более чем в три раза. ...
Социально-этические воззрения Ф. Скорины
Специфическое общественное бытие белорусских горожан в системе феодального строя обусловливает возникновение в их сознании новых социально-нравственных ориентиров и ценностей. В городской среде наряду с богатством, сословными привилегиями все большее значение начинает придаваться индивидуальным достоинствам человека, его энергии, уму, м ...
Разделы