Государственная символика России. Герб
Страница 3

Материалы » Государственная символика России » Государственная символика России. Герб

Существует также так называемая "южнославянская теория", согласно которой знакомство с двуглавым орлом на Руси могло происходить и при посредничестве южнославянских государств (как известно, облик орла был положен в основу их национальных гербов). Однако реальных следов подобного воздействия пока не обнаружено.

Говоря о предыстории происхождения изображения двуглавого орла на государственной печати Руси в конце XV века, нельзя забывать и о более ранней русской традиции - одноглавом орле владимиро-суздальских соборов, одноглавом орле - эмблеме московской власти на печатях Великого Новгорода XV века. Однако и эта традиция, названная нами выше "русской", возможно, тоже является общеевропейской, так как указанные орлы имели много сходства с современными им европейскими.

Таким образом, вопрос о происхождении двуглавого орла на государевой печати Ивана III пока остается открытым. К сожалению, остается пока гадать и о том, какой именно смысл вкладывали наши далекие предки в изображение двуглавого орла, представленного в фас. На этот счет также существует ряд предположений. Это двуглавие было символом соправления в канун венчания на великое княжение преемника Ивана III Дмитрия-внука (как это бывало в византийской практике). Или двуглавие обозначало претензию Ивана III на земли всей Руси (то есть Руси Северо-Восточной и Северо-Западной, к тому времени уже объединенной под его властью, и Руси Западной и Юго-Западной, входившей в состав Великого княжества Литовского). Возможно также, что двуглавие орла закрепляло свершившееся в 70-е годы XV века объединение Московского княжества и Новгородской феодальной республики, после чего Иван III мог с полным правом именоваться государем всея Руси.

Так или иначе, но общегосударственная печать 1497 года свидетельствует о том, что к этому времени сформировалась в основных чертах концепция власти московского великого князя. Изображенные на ней эмблемы подчеркивали, с одной стороны, древность происхождения власти Ивана III, а с другой - знатность русского государя. Они отвечали политическим устремлениям великого князя (внутригосударственным - объединение русских земель вокруг Москвы, упрочение государственного единства, и внешним - выдвижение Московского государства на международную политическую арену). Эти две эмблемы использовали все последующие государи для своих печатей, они же вошли и в российский государственный герб.

В течение XVI-XVII веков происходил динамичный процесс формирования государственного герба, утверждения важнейших его элементов. С 1583 год на большой государственной печати изображается двуглавый орел, на груди которого - всадник, поражающий копьем дракона. В 1625 году на печати впервые появился двуглавый орел, коронованный не двумя, а тремя коронами. Это изображение с 1645 года переходит на большую государственную печать. Толкование смысла орла под тремя коронами содержится в тексте "Славянской библии", изданной в 1663 году: " . Тремя венцами орел восточный сияет, Веру, Надежду, Любовь к Богу являет, криле простер, объемлет все мира конца, север, юг, аж до запада солнца, простертыми крылами добре покрывает . ". В 1654 году впервые двуглавый орел под тремя коронами изображен с символами власти - скипетром и державой в лапах. В 1667 году для скрепления Андрусовского договора с Польшей была сделана печать с изображением на ней государственного герба. Таким образом, в XVII веке после эпохи смутного времени окончательно утверждается тип российского герба - двуглавый орел с тремя коронами, скипетром и державой в лапах, на груди которого расположена фигура всадника, поражающего копьем дракона. Как свидетельствуют многочисленные памятники культуры XVII века, двуглавого орла того времени изображали, как правило, золотым на красном или белом поле. Это цветовое сочетаний приобретает государственный характер: красный (пурпурный) цвет считался царским, и его использование строго регламентировалось; золотой цвет - неизменный символ вечности, постоянства.

В эпоху Петра I (первая четверть XVIII в) государственный герб страны дополняется новыми символами. Меняется и раскраска герба: орел изначально становится черным, а фон - желтым. Это были характерные имперские цвета. Такое их сочетание существовало на гербах бывшей Римской империи и присутствовало на гербе Австрийской империи. Появление же их на российском гербе было непосредственно связано с введением Петром титула императора и провозглашением им России империей. Изменяется в это время и трактовка всадника, поражающего змея. Он перевоплощается в образ святого Георгия Победоносца - один из древнейших символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Вокруг щита с этим символом устанавливается цепь со знаком ордена св. Андрея Первозванного (первый военный орден, учрежденный в 1699 г). В довершение к этому двуглавый орел теперь увенчан императорскими коронами.

Страницы: 1 2 3 4 5

Биография Майкла Фарадея
С именем Фарадея связан последний, переломный этап классической физики. В истории естествознания это был период возникновения нового метода, нового подхода к явлениям природы. Если господствующей методологией в естествознании XVIII в. был метафизический материализм, в частности механицизм, расчленяющий мир на отдельные, несвязанные обла ...

По соседству с воинственными шведами
К сожалению, сведения по истории Валаамского монастыря в этот период времени весьма скудны и отрывочны. XI век стал веком первых тяжелейших испытаний для монастыря. Потерпев поражение от русских, шведы, плавая на судах по Ладожскому озеру, в досаде нападали на беззащитных монахов, грабили и сжигали мирные обители. Древние новгородские ...

Ацтеки
На языке науатль, родном языке ацтеков, слово «ацтек» означает буквально «некто из Ацтлана», мифического места, расположенного где-то на севере. Сами ацтеки называли себя «мешина», или «теночка» и «атлальтелолька» - в зависимости от города происхождения (Теночтитлан, Тлателолько). Что касается происхождения слова «мешика» (mexica. От к ...