«Перестройка»: ее цели и результаты. Осуществление перестройки
Страница 1

Материалы » Экономическая сущность перестройки » «Перестройка»: ее цели и результаты. Осуществление перестройки

Поиск путей перехода к новым экономическим отношениям, начавшийся во второй половине 1980-х годов, был связан с политикой избранного в марте 1985г. нового генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева.

Первоначально с 1985г. формирование концепции и определение направлений реформы шли в лучших традициях социализма – «рыскающим» путем, чтобы «по-ленински» найти, как обычно, «решающее звено», мобилизовать массы и т.д.

Была провозглашена концепция ускорения, что было вполне понятно на фоне замедления темпов экономического развития в 1970-1980-е годы. Одновременно началась бурная антиалкогольная компания, которая привела к разрушению целых отраслей аграрного комплекса и резкому уменьшению доходной базы государственного бюджета. В 1986г. был принят Закон о борьбе с нетрудовыми доходами, который реально даже не начал работать.

В 1987г. новый, горбачевского призыва, Председатель Совета министров СССР Н.И.Рыжков обнародовал проект реформы планового централизованного управления экономикой. Но даже эту, не менявшую принципиально взаимоотношений управляющего центра и экономических производственных единиц, реформу управления союзными министерствами предполагалось завершить только после 1990г. такие процессы хорошо иллюстрируют ситуацию отсутствия концепции реформы.

Проведенные в 1985-1987г. в экономике меры и их реальные результаты показали М.С.Горбачеву и тем, кто его поддерживал в руководстве страны, что требуется принципиально иной подход к реформе экономики, который даст возможность преодолеть сложившийся инерционный механизм плановой экономики. В переходных условиях резко возросло не только значение теоретического обоснования новой экономической политики, но и необходимость обеспечения политических условий для ее проведения.

Поэтому на рубеже 1980-1990-х годов в СССР начаты политические реформы, которые радикально изменили социальную и политическую обстановку в стране. Они положили начало обновлению общества и его хозяйственному переустройству (проведение альтернативных выборов; отмена ст.6 Конституции СССР, обеспечивавшей руководящую роль КПСС в обществе и государстве; реальная свобода слова, печати, собраний).

В хозяйственной сфере первые шаги радикальных перемен реализовались в принятии новых законов. Реальный взрывной эффект дал Закон о кооперативах, принятый в 1987г. уже к концу года в стране было учреждено 13,9 тыс. кооперативов, через год работало 77,5 тыс., а к концу 1990г. – 245,4 тыс. Кооперативы начали проникать во все сферы производства и услуг. Уже в 1990г. объем реализованной продукции кооперативов составил 67,3 млрд. руб.

Однако нерешительность, непоследовательность власти, сопротивление консервативных кругов ввергли к концу 1980-х годов экономику СССР в состояние глубокого кризиса.

Катастрофическая ситуация в народном хозяйстве была обусловлена следующими факторами:

деградацией отношений собственности и отсутствием нормальных хозяйственных стимулов в условиях огосударствления всех сторон экономической жизни;

деформацией структуры производства высокой степенью милитаризации;

искажением трудовых мотиваций и господством социального иждивенчества.

К тому же слабо продуманные и опирающиеся на не подтверждаемую практикой теорию социалистических воспроизводственных отношений хозяйственные эксперименты начального периода перестройки привели к подрыву финансовой системы государства.

Сформировался и начал резко расти дефицит государственного бюджета.

Основные параметры государственного бюджета СССР в период перестройки, млрд.руб.

Показатель

Годы

1980

1985

1986

1987

1988

1989

1990

ВНП

619,00

777,0

799,0

825,0

875,0

943,0

1000

Доходы бюджета

302,7

372,6

371,6

378,4

378,9

401,9

471,8

Расходы

в т.ч. на оборону

294,6

17,1

386,5

19,1

471,1

19,1

430,9

20,0

459,5

20,2

482,6

75,2

513,2

69,1

Сальдо бюджета, %

+8,1

-13,9

-45,5

-52,5

-80,6

-80,7

-41,4

% к доходам

+2,7

-3,7

-12,2

-13,8

-21,3

-20,1

-8,8

Сальдо, % к ВНП

1,3

1,8

5,7

6,3

9,2

8,6

4,1

До 1989г. большая часть расходов на оборону относилась к расходам на народное хозяйство

Источники: Народное хозяйство, 1987, с.587-588; Народное хозяйство, 1990, с.15-16

Страницы: 1 2

Рабочее движение
Большие расходы на милитаризацию страны тяжелым бременем ложились на плечи турецких налогоплательщиков. В период правления ДП среднегодовой рост налогов составил 26% К 1960 г. внешний долг государства достиг 12 млрд. лир, а внутренний — 7 млрд. лир. Наряду с увеличением внешнего и внутреннего долга происходил рост дефицита внешней торго ...

Заключение.
Оценивая внешнеполитическую деятельность Н. С. Хрущева, трудно придерживаться какой-то одно позиции. Мирные инициативы во внешней политике соседствовали у него с международными агрессиями. В целом к середине 60-х годов произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Главной заслугой Хрущева было то, что он сумел растопить лед & ...

Хорватия.
Во второй половине 9 и первых десятилетиях 10 в. активизировалась политика Римской курии в связи с соперничеством с Византией и Болгарией за обладание хорватскими землями. При папе Николае I основана епископия в городе Нин (примерно в это же время было принято христианство, вероятно по восточному образцу). В правление князя Томислава (9 ...