«Перестройка»: ее цели и результаты. Осуществление перестройки
Страница 1

Материалы » Экономическая сущность перестройки » «Перестройка»: ее цели и результаты. Осуществление перестройки

Поиск путей перехода к новым экономическим отношениям, начавшийся во второй половине 1980-х годов, был связан с политикой избранного в марте 1985г. нового генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева.

Первоначально с 1985г. формирование концепции и определение направлений реформы шли в лучших традициях социализма – «рыскающим» путем, чтобы «по-ленински» найти, как обычно, «решающее звено», мобилизовать массы и т.д.

Была провозглашена концепция ускорения, что было вполне понятно на фоне замедления темпов экономического развития в 1970-1980-е годы. Одновременно началась бурная антиалкогольная компания, которая привела к разрушению целых отраслей аграрного комплекса и резкому уменьшению доходной базы государственного бюджета. В 1986г. был принят Закон о борьбе с нетрудовыми доходами, который реально даже не начал работать.

В 1987г. новый, горбачевского призыва, Председатель Совета министров СССР Н.И.Рыжков обнародовал проект реформы планового централизованного управления экономикой. Но даже эту, не менявшую принципиально взаимоотношений управляющего центра и экономических производственных единиц, реформу управления союзными министерствами предполагалось завершить только после 1990г. такие процессы хорошо иллюстрируют ситуацию отсутствия концепции реформы.

Проведенные в 1985-1987г. в экономике меры и их реальные результаты показали М.С.Горбачеву и тем, кто его поддерживал в руководстве страны, что требуется принципиально иной подход к реформе экономики, который даст возможность преодолеть сложившийся инерционный механизм плановой экономики. В переходных условиях резко возросло не только значение теоретического обоснования новой экономической политики, но и необходимость обеспечения политических условий для ее проведения.

Поэтому на рубеже 1980-1990-х годов в СССР начаты политические реформы, которые радикально изменили социальную и политическую обстановку в стране. Они положили начало обновлению общества и его хозяйственному переустройству (проведение альтернативных выборов; отмена ст.6 Конституции СССР, обеспечивавшей руководящую роль КПСС в обществе и государстве; реальная свобода слова, печати, собраний).

В хозяйственной сфере первые шаги радикальных перемен реализовались в принятии новых законов. Реальный взрывной эффект дал Закон о кооперативах, принятый в 1987г. уже к концу года в стране было учреждено 13,9 тыс. кооперативов, через год работало 77,5 тыс., а к концу 1990г. – 245,4 тыс. Кооперативы начали проникать во все сферы производства и услуг. Уже в 1990г. объем реализованной продукции кооперативов составил 67,3 млрд. руб.

Однако нерешительность, непоследовательность власти, сопротивление консервативных кругов ввергли к концу 1980-х годов экономику СССР в состояние глубокого кризиса.

Катастрофическая ситуация в народном хозяйстве была обусловлена следующими факторами:

деградацией отношений собственности и отсутствием нормальных хозяйственных стимулов в условиях огосударствления всех сторон экономической жизни;

деформацией структуры производства высокой степенью милитаризации;

искажением трудовых мотиваций и господством социального иждивенчества.

К тому же слабо продуманные и опирающиеся на не подтверждаемую практикой теорию социалистических воспроизводственных отношений хозяйственные эксперименты начального периода перестройки привели к подрыву финансовой системы государства.

Сформировался и начал резко расти дефицит государственного бюджета.

Основные параметры государственного бюджета СССР в период перестройки, млрд.руб.

Показатель

Годы

1980

1985

1986

1987

1988

1989

1990

ВНП

619,00

777,0

799,0

825,0

875,0

943,0

1000

Доходы бюджета

302,7

372,6

371,6

378,4

378,9

401,9

471,8

Расходы

в т.ч. на оборону

294,6

17,1

386,5

19,1

471,1

19,1

430,9

20,0

459,5

20,2

482,6

75,2

513,2

69,1

Сальдо бюджета, %

+8,1

-13,9

-45,5

-52,5

-80,6

-80,7

-41,4

% к доходам

+2,7

-3,7

-12,2

-13,8

-21,3

-20,1

-8,8

Сальдо, % к ВНП

1,3

1,8

5,7

6,3

9,2

8,6

4,1

До 1989г. большая часть расходов на оборону относилась к расходам на народное хозяйство

Источники: Народное хозяйство, 1987, с.587-588; Народное хозяйство, 1990, с.15-16

Страницы: 1 2

Характерные черты и классовая сущность афинского полиса.
Афины достигают наивысшего расцвета, достаточно чётко сложились основные классы – рабы и рабовладельцы. Рабы не имели никаких политических и гражданских прав. Свободное население Афин было далеко не единым по своему составу. Господствующее положение занимал класс рабовладельцев, хотя большую часть свободного населения составляли тружени ...

Создание ГУЛАГА. Декрет "О лагерях принудительных работ"
15 апреля 1919 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет за подписью председателя М.И. Калинина издал декрет "О лагерях принудительных работ". Этот декрет узаконил два положения, которые сопутствовали 18-месячному существованию Советской республики, а именно: утверждение лагерной системы и утверждение принудительно ...

Упадок дворянства.
В первой главе своей книги автор объясняет происхождение мифа об упадке дворянства и причины господства этого мифа среди исследователей. Почему же возник этот миф? Корни его кроются в ошибочном понимании многими западными и советскими историками природы российского общества и размаха происходящих в нем перемен. Российские экономисты, по ...