Государственная символика России. Герб
Страница 1

Материалы » Государственная символика России » Государственная символика России. Герб

Герб - (польск. herb, от нем. еrbe - наследство), эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции владельца. Гербы подразделяются на следующие основные группы: Г. государственный, Г. земельный (городов, областей, губерний, провинций и др. территорий, входящих в состав государства), Г. корпоративный (средневековых цехов), Г. родовой (дворянских и буржуазных родов). Герб - специфический исторический источник, изучается вспомогательной исторической дисциплиной геральдикой. Г. изображается на знаменах, печатях, монетах и пр., помещается в качестве знака собственности на архитектурных сооружениях, домашней утвари, предметах вооружения, произведениях искусства, рукописях, книгах и т.п.

Древнейшим прообразом Г. были тотемические изображения животных, покровителей племени или рода в первобытном обществе. Зачатки Г. видят в многочисленных символических изображениях, существовавших у народов древнего мира. Непосредственными предшественниками Г. были родовые и семейные знаки собственности ("знамена", "рубежи", "метки" у славян, "тамги" у тюрков и монголов и т.п.). Первыми Г. были эмблемы, постоянно повторявшиеся на монетах, медалях и печатях древнего мира. Уже в 3-м тыс. до н.э. существовал Г. шумерских государств - орёл с львиной головой; известны также Г.: змея Египта, орёл Персии (впоследствии был также гербом Рима), коронованный лев Армении. В Древней Греции были Г.: сова Афин, крылатый конь Коринфа, роза Родоса, павлин Самоса и др. Гербом Византии был двуглавый орёл (заимствованный впоследствии Россией). В средние века возникли сохранившиеся и теперь Г. городов: красная лилия Флоренции, крылатый лев Венеции, ладья Парижа, крест и меч Лондона и др. В большинстве мусульманских стран, где религия запрещала воспроизводить живые существа, для Г. употреблялись узоры, например герб Самарканда; три кольца - герб Тимура. На Руси Г. многих городов имели древние исторические корни. Лев - герб Владимира - был Г. владимирских князей с 12 в. Герб Новгорода с 15 в. символизировал вечевой строй (вечевая степень, т.е. трибуна, и посаднический жезл на ней); в 16 в. республиканская эмблема была заменена монархической: вместо степени стал воспроизводиться трон, вместо жезла - скипетр. Герб Пскова - рысь - изображен ещё в 15 в. на республиканских печатях и монетах этого города. Герб Москвы - всадник, т.е. "ездец", известен с 14 в. Герб Ярославля - медведь на задних лапах, и герб Перми - медведь на четвереньках - связаны с древним культом медведя, в течение многих веков характерным для этих областей, судя по множеству археологических находок. Подобным же образом герб Н. Новгорода - лось - связан с древним местным культом лося: в 18 в. лось был заменен оленем.

Г. дворянских родов в Западной Европе возникли в эпоху крестовых походов (11 - 13 вв.) и были вызваны необходимостью во внешних различиях рыцарей, закованных в доспехи. Г. создавались непосредственно из элементов, составлявших вооружение рыцаря. Следы этого происхождения сохранились в названиях Г. на немецком (Wappen), французском (armes) и английском (arms) языках. Первоначально содержание рисунков на щите рыцарь выбирал произвольно. По мере распространения обычая эмблемы становились наследственными. Источником отдельных дворянских Г. явились эмблемы древних городов. В свою очередь некоторые родовые Г. превратились в Г. феодальных монархий. При смене династий в государственном Г. часто оставались элементы Г. прежде правивших династий. Фамильные Г. буржуазии (без шлема и нашлемника) появились на рубеже 17-18 вв. во Франции, где в фискальных целях была предпринята продажа Г. представителям недворянских сословий.

На иной основе возникли родовые Г. в Польше, где издавна существовали знамена с родовыми знаками, вокруг которых объединялись соседи - землевладельцы в случае военной опасности. Число этих знамён было постоянно, и всякое новое лицо приписывалось к одному из существующих знамён. Эти родовые знаки (в значительной степени общие для всех славянских народов) были подчинены правилам геральдики, проникшей с Запада, и стали Г. польских дворянских родов.

В России первые дворянские Г. появились в конце 16 - начале 17 вв., но широкое их распространение началось на рубеже 17-18 вв. после уничтожения местничества. При Петре I Г. становится необходимой принадлежностью дворянина. С конце 18 в. составлением "Общего гербовника" началась официальная кодификация родовых Г. В Г. русских старинных родов были использованы изображения на печатях удельных князей и на знаменах земель и городов Древней Руси. Г. родов, считавших своих предков выходцами из-за рубежа, были заимствованы из Польши и др. государств. Г. вновь пожалованных дворян составлялись применительно к их чинам и заслугам. В дореволюционной России Г. были у всех губерний, областей, городов, градоначальств, посадов и крепостей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Профсоюзное движение и образование политических партий
С развитием машинного производства и роста слоя квалифицированных рабочих возникло профсоюзное движение. В 1824-1825 гг. были легализованы профсоюзы в Англии, в 1842 г. - в США, в 1864 г. - во Франции, в 1866 г. - в Бельгии, в 1869 г. - в Германии, в 1870 г. - в Австрии. К 80-90 гг. оформились три типа профессиональных объединений: тре ...

Идеи социальной гармонии и проблема человека.
Впрочем, неудачи в исполнении тайных надежд внешне мало сказывались на деятельности мудреца. С энергией подлинного первооткрывателя он продолжал разрабатывать свои идеи и передавать их ученикам. Развивая идею социальной гармонии, Учитель выдвинул идеал сяо — сыновней почтительности, лежавшей в основе возвеличенного им культа предков. «С ...

Процесс
К концу 1709 г. Петр послал сына в Дрезден. Заграничное путешествие было предпринято под предлогом усовершенствования в науках, но в действительности Петр желал устроить брак своего сына с какой-нибудь немецкой принцессой. Тот решил жениться на брауншвейгской принцессе Софии-Шарлотте, которая, как он писал своему духовнику, «человек доб ...