Государственная символика России. Герб
Страница 2

Материалы » Государственная символика России » Государственная символика России. Герб

История российского герба начинается с утверждения двуглавого орла в качестве государственной эмблемы Руси.

Двуглавый орел - один из древнейших в истории человечества символов власти, верховенства, силы, мудрости. Он был известен уже в странах Древнего Востока (VII-VI вв. до н. э). Оттуда он благодаря крестоносцам (по мнению ряда исследователей) попал в Европу (Священная Римская империя), где правители небольших политических образований помешали двуглавого орла на своих печатях (XII-XIV вв), чтобы всеми возможными внешними формами поднять свой престиж. Это сделать было тем более легко, что в сознании средневековых европейцев мир людей был подобен миру животных и птиц: среди зверей царствовал лев, среди птиц - орел, на вершине мира людей стоял король, император или князь. И если формы символов и эмблем императоров, королей уже давно были найдены (по античному образцу они помешали на своих печатях либо тронное изображение, либо свой профиль), то правителям более низкого ранга предстояло еще только отыскать адекватные формы для выражения идеи своей независимости, могущества и причастности к миру избранных. Одной из таких форм и послужил двуглавый орел.

В научных кругах господствует мнение, что двуглавый орел с XIV века утвердился как государственный символ Византийской империи (территория современных Турции и Греции). Однако ряд исследователей (В. Артамонов, Н. Соболева, А. Хорошкевич) считают, что в пределах Византии двуглавый орел не получил геральдического значения. Его изображение не помещалось ни на монетах, ни на печатях. В качестве же герба в Византии с 1327 года утвердилось крестообразное изображение четырех букв В (от слова "Вазилевс", то есть император). Правда, двуглавый орел в Византии выступал символом религиозной власти (его изображение было на знамени вселенского патриарха, а также на знаменах отдельных церковных организаций). Кроме того, изображение двуглавого орла на одежде членов императорского двора служило орнаментальным признаком принадлежности к окружению главы Византии. Эти царственные птицы встречаются и на миниатюрах (увенчанные то одной, то двумя коронами).

Символом государственности и независимости двуглавый орел стал в странах византийского мира, прежде всего православных и в церковном отношении подчинявшихся константинопольскому - вселенскому патриарху. В южнославянских и соседних с ними странах (Сербии, Болгарии, Черногории, Албании, Румынии) он утвердился именно в качестве герба.

Знакомство Руси с двуглавым орлом восходит к XII-XIII векам (он встречается на декоративной плитке этого времени). Затем его изображение исчезает почти на три столетия и вновь возникает уже на государственной печати Ивана III, великого князя владимирского и московского, государя всея Руси. Печать двусторонняя, датируется 1497 годом. На одной стороне ее изображен всадник, поражающий копьем дракона, на другой - знаменитый двуглавый орел.

Как оказались эти эмблемы на великокняжеской печати Ивана III? Конные печати (печати с изображением всадника) получили большое распространение на Руси еще в домонгольский период в удельных княжествах (начало XIII в). Удельные князья считали необходимым иметь на своих печатях хранителя, святого патрона. Поиски точного прообраза русских конных княжеских печатей пока безрезультатны. Ряд исследователей склонны считать, что они заимствованы из Европы. Там конные печати широко распространились с середины XI века. Но европейский всадник был светским и олицетворял на печати конкретного главу государства. На Руси же, как уже отмечалось, изображение всадника представляло собой святого воина, патрона князя. В литературе и искусстве средневековой эпохи всадник ("ездец"), поражающий копьем дракона, предстает в образе Георгия-змееборца. В народном творчестве - как храбрый Егорий-воин, защитник от сил зла. Московские князья присваивали собственным персонам не только деяния святого воина, но и его внешний вид: на монетах удельного периода рядом с всадником, поражающим дракона, стоят буквы "К", "К-Н" - "князь". Таким образом, известные нам факты позволяют утверждать, что выбор Иваном III эмблемы всадника для своей печати не был случаен, а напротив, вполне естественным и логичным. Тем самым подчеркивалась древность происхождения великокняжеской московской власти.

Еще более дискуссионным является вопрос: откуда взялся на Руси образ двуглавого орла? В течение очень долгого времени считалось непреложным мнение известного русского историка, автора "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина о заимствовании двуглавого орла из Византии (где он якобы считался государственным символом). Произошло это в результате женитьбы в 1472 году Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог. Этой традиционной версии сегодня придерживаются многие представители научных кругов, российских официальных правительственных структур, а также любители-краеведы, занимающиеся историей геральдики России. В то же время целый ряд авторов современных публикаций (В. Артамонов, Н. Соболева, А. Хорошкевич) подвергают аргументированной критике эту популярную точку зрения. При этом выдвигается другое мнение: наш, "русский", двуглавый орел был принят в качестве герба по образцу не Византийской, а Священной Римской империи. Тем самым Иван III хотел как бы уподобить свое могущество величию императора этой державы. Русь заимствовала имперский дипломатический протокол. Сам государь всея Руси имел контакты с императорским двором. Примечательно и то, что изображение орла на печати Ивана III обнаруживает наибольшее стилистическое сходство с габсбургским орлом, ставшим имперским государственным гербом в 40-е годы XV века. Однако и у этой точки зрения есть уязвимые места.

Страницы: 1 2 3 4 5

Действия для подписания со стороны России
Для России начало переговоров о заключении “вечного” мира со Швецией, началось не с самых лучших обстоятельств: совсем недавно закончилась война с Польшей, со стороны Швеции продолжались активные военные действия. В таких условиях не возможно было рассчитывать на какие либо успехи в заключении мирного договора со Швецией. Мирные перего ...

Идеология фашистской партии
“Изучение источников и составных частей нацистской идеологии, её характерных черт и особенностей является необходимым и важным звеном в изучении истории фашизма в целом”. Фашистская идеология обращалась к массам не с длинными, научно обоснованными высказываниями, а с короткими, понятными народу лозунгами, так как Гитлер считал, что наро ...

Воспитание и образование в древнем Риме
Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В т. н. эпоху царей (VIII - VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания [8,123]. Здесь дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровите ...