Государственный строй в Риме в период принципата Августа
Страница 1

Материалы » Политическая система принципата Августа » Государственный строй в Риме в период принципата Августа

В политическом отношении принципат был, несомненно, шагом назад по сравнению с республиканскими порядками (хотя в Риме рабовладельческая демократия никогда и не достигала такого уровня, как в Афинах). Представители нобилитета, с вязанные между собой родством, блиставшие своим богатством, развитой клиентелой, всегда играли выдающуюся роль в римской истории, но тем не менее хотя и неполно, но все же обеспечивалось влияние на государственную жизнь сравнительно широкого круга свободных слоев римского рабовладельческого общества[7].

Постепенно власть императоров усиливается. Необходимость в ее маскировке республиканскими учреждениями и влияние республиканских традиций, проявлявшееся в периодически возникавших конфликтах между императором и сенатом, уходят в прошлое. К концу II в. сенат окончательно отстраняется от управления. Оно переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, возглавляемому императором. В конце III в. монархия утверждается в чистом виде.

Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью imperium, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями.

Уже Октавиан получил imperium, включавший помимо традиционного командования армией (он взял на себя командование всеми армиями) право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. Постановления принцепса начинают рассматриваться как имеющие силу закона, и к концу принципата общепризнанным станет положение: "Что решил принцепс, то имеет силу закона"[8].

Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами (Октавиан 13 раз избирался консулом, 3 раза цензором и 37 раз народным трибуном). Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор - формировать сенат из своих сторонников, как трибун - наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Император по "праву меча" имел власть над жизнью и смертью жителей подчиненных ему провинций - туземцев и римлян, издавал декреты, распределял и устанавливал налоги, руководил общественными работами, постройками, общественным продовольствием и был высшим апелляционным и кассационным судебным органом.

Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с помощью армии. Преемники Октавиана стали пользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя поначалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сената[9].

Народные собрания, главный орган власти старой республики, приходят в полный упадок, и Цицерон писал, что гладиаторские бои привлекают римских граждан больше, чем собрания комиций. Обыкновенным делом стали подкуп голосов, разгон собраний, насилие над их участниками и т.д. Август, хотя и реформировал комиции в демократическом духе (ликвидировал цензовые разряды, допустил заочное голосование для жителей италийских муниципий), отнял у собраний судебную власть - важнейшее из былых их полномочий.

Существенно изменяется и компетенция сената. Поскольку из народных собраний сохранились только трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления сената - сенатус-консульты - получают силу закона. Но право принцепса назначать сенаторов и периодически проводившиеся принцепсами "чистки" сената привели к тому, что со II в. сенат практически только утверждал предложения принцепса. Почти то же произошло с перешедшим от народного собрания к сенату правом избирать и контролировать магистратов - часть из них могла быть избрана только из кандидатов, предложенных принцепсом. Ограничиваются права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в военной и внешнеполитической областях.

Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались префекты, "друзья" императора, начальники ведомств канцелярии. В канцелярию входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др. Члены совета, выполнявшего совещательные функции, и начальники ведомств канцелярии назначались самим принцепсом из его приближенных. Чиновничьи должности стали получать и вольноотпущенники императора, и даже его рабы. К высшим чиновникам, назначавшимся из сенаторов и всадников, относились префект претория, командовавший императорской гвардией, префект города Рима, распоряжавшийся полицейскими когортами, префект Египта, префект, отвечавший за снабжение продовольствием и др[10].

Страницы: 1 2

   Планы и цели Германии
План "Барбаросса" – план ведения военной компании против СССР - был разработан в течение лета 1940 г. в русле стратегии молниеносной (6-7недель) войны. Он предусматривал одновременное нанесение ударов по трем главным направлениям : ленинградскому (группа армий "Север"), московскому ("Центр") и киевскому (&q ...

Объяснить происхождение прозвищ: «Невский», «Грозный»
Александр Невский (после 1219/1220–1263), князь Новгородский (1236–1251), великий князь Владимирский (1252–1263), проявивший выдающиеся способности полководца и дипломата. В традицию Русской православной церкви образ «благоверного князя Александра Невского» вошел как новый тип святого воина, прославившегося не мученическими подвигами и ...

Вступление
В своей истории Украина постоянно находится под гнетом других государств. Но все-таки она постоянно добывала в борьбе право быть независимым, суверенным государством. Одним из таких периодов, когда Украина старалась утвердить свою независимость, был период Б. Хмельницкого, - время существования казацкого государства. Усиление социально ...