Иван Грозный
Иван Грозный известен всем как безжалостный тиран, склонный к мгновенным расправам, подверженный порывам необъятной жестокости. Многие историки и психологи пытались объяснить зверство в поведении царя Ивана различными причинами. Насколько им это удалось, судить нам. Рассмотрим точки зрения некоторых ученых.
Историк Ключевский считал, что жестокость Ивана Грозного – это реакция на бесчинства бояр в период его малолетства.
Царь Иван IV Грозный родился 15 августа 1530 г. Иван рано осиротел: отец умер, когда ему было 3 года, мать – когда было 8 лет. Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой группировок бояр.
Отец Ивана, царь Василий III перед смертью завещал группе из семи бояр попечительствовать над сыном до его совершеннолетия. Образовавшаяся «семибоярщина» стала соперничать с боярской думой, и процесс и результаты этого соперничества приходилось наблюдать малолетнему Ивану.
Как писал В.О. Ключевский, в душу сироты рано и глубоко врезалось чувство брошенности и одиночества. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий, среди которых рос Иван, превратили его робость в первую пугливость. Ребенок пережил страшное нервное потрясение, когда бояре Шуйские однажды на рассвете вломились в его спальню, разбудили и испугали его. Вышеописанный случай произошел в 1542 г. Приверженцы Шуйских арестовали в присутствии Ивана своих противников, а заодно и митрополита Иоасафа. Они разбудили Ивана «не по времени» - за три часа до рассвета - и петь «у крестов» заставили. По мнению историка Р.Г. Скрынникова ребенок даже не подозревал, что на его глазах произошел переворот. В доказательство Скрынников говорит, что «в письме к Курбскому царь не вспомнил о своем мнимом «страховании» ни разу, а о низложении митрополита упомянул мимоходом и с полным равнодушием: «да и митрополита Иоасафа с великим бесчестием с митрополии согнаша».
Но как бы там ни было Иван на всю жизнь сохранил недоброе чувство к опекунам. В своих письмах он не скрывал раздражения против них. Иван пишет: «бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель покойного отца, положив ноги на стул, а на нас и не смотрит».
Иван быстро развивался физически и в 13 лет выглядел сущим верзилой.
Современники с похвалой отзывались о том, что Иван «от юной версты (т.е. в юности) не любяше ни гуселнаго звяцания, ни прегудниц скрыпения . ни скомрах видимых бесов скакания и плясания». Видимо, в окружении подростка не оказалось людей, которые могли бы привить ему любовь к музыке или танцам. Скоморохов же попросту не допускали во дворец.
Лишенный этих возможностей приобщиться к культуре и искусству, мальчик стал развиваться своим путем. В 13 лет он забирался на островерхие терема и сталкивал «со стремнин высоких» кошек и собак. В 14 лет он перешел на людей. С ватагой сверстников – детьми знатных бояр – он носился по улицам и площадям столицы, топтал конями зазевавшихся прохожих, бил их и грабил. Но и товарищи по играм не были защищены от жестокости Ивана: он якобы велел задушить пятнадцатилетнего князя Михаила, сына служилого князя Богдана Трубецкого.
До поры до времени участие князя Ивана IV в управлении государством было простой видимостью. Власть находилась в руках бояр, правивших государством на основании закона, традиций и последней воли Василия III.
Однако и Иван был вовлечен в придворные интриги, но он скорее был орудием в руках опытных бояр. Он принимал некое участие в убийстве боярина Андрея Шуйского, и после этого в его поведении стали прослеживаться новые черты: он выехал на богомолье в Калязин Монастырь. В 14 лет он совершил целое путешествие по монастырям продолжительностью в несколько месяцев. Можно видеть в этом факте развивающуюся религиозность Ивана. Можно видеть желание Ивана удалиться от надоевших дворцовых церемоний и жить простой жизнью. Боярам также был выгоден длительный отъезд царя.
В 16 лет Иван решил короноваться шапкой Мономаха и принять царский титул. Это произошло 16 января 1547 года. В глазах царя и большинства его подданных перемена титула стала начальной вехой самостоятельного правления Ивана IV. Вспоминая те дни, царь писал впоследствии, что он сам взялся строить свое царство и «по божьей милости начало было благим». В феврале 1547 года молодой царь женился на Анастасии Юрьевой.
Н. М. Карамзин в своем труде «История Государства Российского» отмечает, что примечательным в этих событиях является то, что Иван Грозный был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Это было для него политическим откровением, и с той поры его царственное «Я» сделалось для него предметом набожного поклонения. Но ни набожность Иоанна, ни искренняя любовь к супруге не могли укротить его пылкой, беспокойной души, стремительной в движениях гнева, приученной к шумной праздности, к забавам неблагочинным. Он любил показывать себя царем, но не в делах мудрого правления, а в наказаниях, в необузданности прихотей; играл милостями и опалами; умножая число любимцев, еще более умножал число отверженных; своевольствовал, чтобы доказывать свою независимость, и еще зависел от вельмож, ибо не трудился в устроении царства и не знал, что государь, истинно независимый, есть государь добродетельный. Для исправления Ивана надлежало сгореть Москве!
Военные действия в Финляндии (1713-1714)
Несмотря на поражения, Швеция не сдавалась. Ее армия контролировала Финляндию, а шведский флот продолжал господствовать на Балтийском море. Не желая увязать со своей армией в северогерманских землях, где сталкивались интересы многих европейских государств, Петр решает нанести удар по шведам в Финляндии. Оккупация русскими Финляндии лиша ...
Предпосылки реформ.
В первой половине XIX века Россия развивалась достаточно быстрыми темпами. Но все же по многим показателям она по-прежнему отставала от ведущих держав, что было связано с целым комплексом причин:
- наличием в стране абсолютной монархии;
- господством феодальных отношений;
- неразвитостью демократии;
- сохранением традиционной систе ...
Заключение Люблинской унии в 1569 году
Соединение Литвы с Польшей в одно государство, состоявшееся на сейме в г. Люблине было вызвано из-за опасения польско-католической партии, что Литва, с прекращением в лице Сигизмунда-Августа литовско-польской династии Ягеллонов, отделится от Польши. Вопрос об унии обсуждался еще на варшавском сейме 1563-64 гг., на котором король отрекся ...
Разделы