Валаамский монастырь в середине XIX – начале XX веков
При игумене Ионафане II (1881-1891) было продолжено благоустроение обители. Были выстроены второй кирпичный, смоляной и кожевенный заводы, хлебный амбар и скотный двор с фермой и всеми службами. Для доставки из Петербурга необходимых для монастыря грузов построен корабль. Расчищены, осушены от болот и распаханы годные для посевов и покосов участки земли. Особенным вниманием игумена Ионафана пользовалась монастырская библиотека. Его стараниями она пополнилась более чем на 1500 книг.
Но самым главным в строительной деятельности игумена Ионафана стал выстроенный им вчерне каменный Спасо-Преображенский собор с колокольней. Освящение закладного камня нового соборного храма на Валааме состоялось 30 июня 1887 года. На торжества прибыл президент Императорской Академии Художеств великий князь Владимир Александрович с супругой – великой княгиней Марией Павловной. Собор возводился по проекту зодчего А.Я. Силина, под наблюдением архитекторов Г.И. Карпова и Н.Д. Прокофьева. На возведении собора трудились не только вольнонаемные рабочие, но и вся монастырская братия. Храм величественно поднял свои главы с крестами, когда дни игумена Ионафана были уже сочтены. 20 января 1891 года игумен Ионафан скончался. Его могила, осеняемая гранитным крестом, находится за алтарем церкви на Игуменском кладбище, рядом с могилой игумена Дамаскина.
Одной из главных задач игумена Гавриила (1891-1903) стало завершение строительства нового Спасо-Преображенского собора, устройство иконостасов в нижнем и верхнем храмах, проведение живописных работ. Большая часть икон и росписей выполнена силами Валаамской школы живописи, возглавляемой иеромонахом Алипием (Константиновым). Вместе с другими монастырскими живописцами игумен Гавриил трудился над росписью верхнего храма Спасо-Преображенского собора. На сводах церкви им были написаны все херувимы, а также некоторые иконы.
26 июня 1892 года Преосвященным Антонием, епископом Выборгским, первым викарием Санкт-Петербургской епархии, в присутствии великого князя Владимира Александровича и супруги его великой княгини Марии Павловны, а также их детей – Бориса и Андрея, был освящен главный престол нижней церкви собора в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских, через год – 14 июня 1893 года освящен боковой придел нижней церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Верхняя церковь во имя Преображения Господня освящена 19 июня 1896 года архиепископом Выборгским Антонием в присутствии членов императорской семьи – великого князя Владимира Александровича с супругой и великого князя Кирилла Владимировича с великой княгиней Марией Александровной. Собор производил неизгладимое впечатление на всех, кто его посещал.
При игумене Гаврииле велась роспись нижнего храма Предтеченского скита в честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и Никольского храма этого же скита. За время двенадцатилетнего правления отца Гавриила были построены каменные церкви островных скитов: в Тихвинском скиту во имя Тихвинской иконы Божией Матери (1899); в Сергиевском во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских (1899); в Германовском заложен храм в честь святого благоверного князя Александра Невского (1901). На Валааме в местечке Никоново, где раньше находилась часовня святого апостола Андрея Первозванного, был заложен храм в честь Воскресения Христова (1902). В монастырской усадьбе надстроен третий этаж юго-западного братского корпуса внешнего каре и зимней гостиницы. В Москве стараниями купцов Прусаковых и Курниковых было выстроено двухэтажное подворье монастыря (1901). При игумене Гаврииле впервые за всю историю обители была осуществлена запись на ноты богослужебных песнопений, до этого времени сохранявшихся в устной церковно-певческой валаамской традиции. В 1903 году вышел в свет "Обиход Валаамского пения". При отце Гаврииле не только расширялось строительство монастыря, но и значительно умножилась братия – с четырехсот человек до тысячи. Для насельников игумен Гавриил являлся духовным отцом, старавшимся исправлять провинившегося брата духом кротости и любви. "Без любви нельзя построить ничего, заслуживающего благодарности. – Часто повторял он. – Если руководитель не любит братию, то и братия не будут уважать друг друга, и отсюда последует только внешнее соблюдение Устава и напрасные поиски духа и милости". При игумене Гаврииле Валаамский монастырь стал школой воспитания и духовного становления будущих настоятелей русских монастырей.
Тем не менее Петр стал царем.
Петр Великий по своему духовному складу был один из тех простых людей, на которых достаточно взглянуть, чтобы понять их. Петр был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. Христосуясь на пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине. От природы он ...
Характерные черты и классовая сущность афинского
полиса.
Афины достигают наивысшего расцвета, достаточно чётко сложились основные классы – рабы и рабовладельцы. Рабы не имели никаких политических и гражданских прав. Свободное население Афин было далеко не единым по своему составу. Господствующее положение занимал класс рабовладельцев, хотя большую часть свободного населения составляли тружени ...
Кан Ювэй и «100 дней реформ»
Пожалуй, самым авторитетным из реформаторов был Кан Ювэй, черпавший свои идеи не только из конфуцианской и буддийской, но и из западной литературы. Кан выдвигал идею построения общества, в котором человек пользовался бы полной самостоятельностью и мог осуществлять контроль над властными структурами. Его широкомасштабные проекты политиче ...
Разделы