Завоевание Северной Африки
Страница 6

Материалы » Завоевание Северной Африки

Внутренняя история Регентств очень однообразна. В Алжире это были заговоры, мятежи, убийства. Паше приходилось довольствоваться ролью парадного правителя. Он жил во дворце, и ему оказывали почести, но, чтобы кормиться, он должен был утверждать решения, принятые диваном янычар. Диван собирался четыре раза в неделю, чтобы обсуждать местные дела, и в качестве последней инстанции высказывался по вопросам войны и мира. Официальным актам паша должен был предпосылать формулу: «Мы, паша и диван непобедимого войска Алжира». Только один паша Хедер попытался сбросить опеку янычар, опираясь на кулугли, отстраненных от государственных дел, и кабилов, всегда готовых к восстанию (1596 г.). Мужской ремень из натуральной кожи купить мужские ремни из кожи купить.

В Тунисе победа Синана-паши привела к установлению режима, аналогичного режиму Алжира. В Тунисском Регентстве имелись: паша; янычарское войско, набиравшееся сначала из турок, затем мусульман, вантийцев и кулугли и находившееся под командованием аги, почти независимого от паши, а также таифа раисов и племена махзен, на которых был возложен сбор налогов. Регентство испытывало те же волнения, что и его сосед. В конце XVI века оджак состоял из 40 секций по 100 человек в каждой, во главе секции стоял младший офицер, называвшийся «дядей со стороны матери» (дей). Как и все население, оджак страдал от высокомерия и злоупотребления властью войсковых лейтенантов (одобаши) и капитанов (булукбаши), которые составляли диван и подменяли пашу, узурпировав его полномочия. В конце концов дело дошло до того, что оджак сломил их верховенство путем военного переворота, совершенного в демократическом духе в 1590 году. После того как булукбаши были перебиты, 40 деев избрали из своей среды одного, чтобы он вместе с агой осуществлял командование войском. Этот дей непрестанно покушался на прерогативы паши и стал подлинным главой правительства. Дей Осман укрепил свою власть, низведя диван до положения регистрирующей палаты, а полномочия паши – к пустой чести получения кафтана, и опираясь на двух преданных ему агентов – начальника флота (кабтан) и командующего войсками, осуществляющего сбор и руководство племенами.

История Туниса в XVII веке – это история усиления могущества беев в ущерб власти деев. Осман (1590–1670) подчинил себе мятежные племена Туниса, а его зять Юсеф (1630–1637), покровитель корсаров и крупный строитель, боролся против арабских восстаний и вторжения алжирцев. Но наряду их властью, опиравшейся на оджак, гораздо менее значительный, чем в Алжире, росла власть беев, которые, управляя племенами и располагая налоговыми ресурсами, получали в свои руки командные рычаги государства. Бей Мурад (1612–1631) вместе с титудом паши получил право передавать свои полномочия сыну Хамуде по наследству. С тех пор наследственное влияние Мурадидов непрерывно укреплялось. Хамуда (1631–1659) увеличил свой авторитет, положив конец изменам арабских племен и вновь присоединив Джербу к пашалыку Туниса.

XVII

век был золотым веком варварийских корсаров. Независимость Регентств по отношению к Порте, ослабление европейских морских сил и соперничество между христианскими нациями позволили им действовать очень дерзко.

Особенно процветал от доходов пиратства Алжир, где население превышало 100 тыс., не считая 25–30 тыс. пленников. Алжирский флот бороздил все восточное Средиземноморье, наводя ужас до Исландии (1616 г.). Все население обогащалось от продажи товаров и работорговли.

Тунис также был городом-космополитом. В 1609 году он принял изгнанных из Испании морисков в еще большем количестве, чем Алжир, из них около 80 тыс. нашли приют в самом городе. Во все времена Тунис принимал андалузцев: турки благосклонно относились к этой иммиграции. Торговая, промышленная и интеллектуальная аристократия заняла особые кварталы. Огородники и ремесленники, изготовлявшие шешии, Шелковые ткани и майолику, продолжали заниматься своим делом в ближайшем пригороде. Наконец, многочисленные крестьяне, создававшие богатства орошаемых районов Андалузии, подняли земли по берегам Меджерды. Восточные пришельцы принесли более высокую технику пиратства, доходы от которого позволили украшать город. Строились культовые здания, школы, были благоустроены некоторые районы, построены мосты через Меджербу; приведен в порядок акведук Карфагена, строились фонтаны с питьевой водой (себбала) и общественные отхожие места с умывальниками для ритуальных омовений (мидас).

Каково бы ни было значение пиратства для экономики Туниса, все же оно никогда не приобретало такого исключительного значения, как в Алжирском Регентстве. Но потребности торговли, в конце концов, заставили правительство ограничивать деятельность пиратов.

Состояние войны, пиратство, слабость внутренней торговли и конкуренция Орана, Бона и Бастион,е Франса мешали развитию обмена. Все лее европейские купцы во все времена жили в Алжире неотлучно, несмотря на опасности, которым они подверглись в случае восстания. При попустительстве консулов они часто торговали товарами, которые были захвачены корсарами и продавались евреями; эти товары европейские купцы отправляли в Ливорно и даже на Антильские острова. Вывозили они главным образом кожи, воск, шерсть. Англичане и голландцы добились права обменивать оружие на продовольственные товары. Экспорт, включая вывоз изюма, фиников, инжира, тканей и табака, был очень невелик, и правительство не придавало его росту большого значения. Регентство продавало экспортные лицензии, выдавало множество патентов на право вывоза и строило свою торговлю на раздаче бакшисцей всем посредникам. Наиболее приспособились к этим условиям торговли евреи, которые стали интендантами, менялами, маклерами и хозяевами экономической жизни страны. Конкуренцию с ними выдерживали только мальтийские резиденты, мораль которых была весьма сомнительна.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Опричнина.
Как уже упоминалось, в 60-е года ХУ1 в. число мятежей, предательств и измен со стороны боярской знати было настолько велико, что возникала необходимость в усиление самодержавной власти царя. Царь считал, что все неудачи его политики неразрывно связанны с предательством бояр и что только он, обладая сильной самодержавной властью, сможет ...

Возрождение
Происхождение понятия «Возрождение» (Ренессанс) восходит к XVI в., к работам итальянского художника и историка искусства Дж.Вазари. Содержание этого понятия формировалось на протяжении трех веков (XIV—XVI). Предшественники Вазари, начиная с Петрарки, вкладывали в него двойной смысл: во-первых, оно трактовалось как возвращение к идеалам ...

Империя
Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически; это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля в ...