Завоевание Северной Африки
Страница 4

Материалы » Завоевание Северной Африки

Корсары поддерживали борьбу бейлербеев против притязаний янычар. Но раисам пришлось пойти на сделку с оджаком и допустить в 1568 году его членов в свои экипажи. Вербовка новых корсаров, несмотря на старания раисов ограничить ее размеры, вела к упадку пиратства.

В Алжире в XVI–XVII веках проживало более 60 тыс. человек, не считая 25 тыс. пленников-христиан, многие из которых жили в предместьях. Метисы турок и местных женщин (кулугли) принимали участие в государственных делах. Мавры (коренные алжирцы и бежавшие из Испании мориски) держались в стороне и не были обязаны нести военную службу. Их цехи держали в своих руках все местное производство. Иногда они становились землевладельцами. Самые богатые из них вкладывали капиталы в галеры и участвовали в прибыли от пиратства. Кабилы, чернорабочие и поденщики находились под довольно стеснительной опекой. Идабиты владели монополией на общественные бани, бойни и городские мельницы. Они занимались также караванной торговлей и продажей черных рабов.

Сложное по составу местное гетто включало в себя небольшое число евреев африканского происхождения и многочисленных эмигрантов, которые были обязаны носить особую одежду и облагались подушной податью. Хайраддин разрешил основаться им в Регентстве на постоянное жительство, хотя и ограничил число их заведений, приобретших в скором времени влияние на деловую жизнь. Европейцы были представлены небольшим количеством торговцев и большим числом пленников. Алжир не придавал торговле особого значения, зато средиземноморские, особенно марсельские купцы, еще до 1550 года создавали здесь свои фактории. Король Франции утвердил в Алжире в 1564 году пост консула.

Разнообразие языков было такое же, как и разнообразие рас. Турецкий язык был языком официальным, языком военной и морской аристократии. Видное место сохранял арабский диалект: на нем говорили не только старые горожане (баледи) и иммигранты из Испании, но он был единственным языком, который был понятен местным племенам. Возможно, в некоторых кварталах говорили на кабидьском и лезабитском диалектах. Наконец, рабы, многие европейские купцы, а также некоторые корсары нового завоза пользовались Ппдиа 1 хапса – языком, который состоял из смеси арабского, испанского, турецкого, итальянского, провансальского и некоторых португальских слов.

Бейлербеи, назначаемые султаном, правили Регентством прямо или через посредника (т.е. своего заместителя – халифа). Они не были связаны мнением дивана, осуществляли права сюзерена в отношении пашей Туниса и Триполи. Их верность Порте была неизменной. Паши не ограничивались украшением своей богатевшей на пиратстве столицы и довольно интенсивно эксплуатировали Алжир, не будучи удовлетворены оккупацией побережья, размещали гарнизоны (мунас) в городах, занимавших стратегическое положение. Вся их организация была направлена на то, чтобы давить туземца, выжимать подати путем посылки экспедиционных отрядов.

Бейлербеи довольно быстро поняли, что опасаться следует не столько своих подданных, сколько янычар, которые угрожали их власти. Поэтому они попытались создать собственную столь же храбрую, но более надежную армию из кабилов. Возможно, что они претендовали на создание империи. Но этому помешало недоверие Порты, которая боялась создания независимого соперничающего государства. Бейлербеи боролись одновременно против марокканских шерифов, мощь которых их беспокоила, и против испанцев, пытавшихся опереться на враждебные туркам вассальные государства Тлеменсена и Туниса.

До середины XVI века алжирские паши были достаточно сильны, чтобы расширить сферу своего господства. В 1541 году преемник Хайраддина Хасан Ага сумел отбить попытку флота Карла V захватить Алжир. В результате победы турок на их сторону перешел король Тлеменсена Мулай Мухаммед, который отверг сюзеренитет Испании и передал Мешуар туркам. Однако паша Алжира был вынужден сосредоточить свое внимание на западе Регентства и оставить Тлеменсен, король которого в 1547 году вновь стал клиентом Испании. Новый шериф Мухаммед аль Махди использовал бездеятельность турок и занял в 1551 году зайянидскую столицу. Затем его сын захватил Мостаганем и направился вверх по долине Шелифа, но испанцы были утомлены трудностями в Европе и не двинулись с места. Зато Хасан-паша действовал весьма энергично. Турецкая армия под командованием Хасана Корсо и при поддержке западных племен вернула Мостаганем, разбила шерифскую армию, а затем вернулась в Тлеменсен. Ха-сан Корсо воздержался от восстановления на троне вассального государства, а разместил в городе гарнизон и назначил турецкого наместника. Постоянная оккупация одного из крупных западных городов означала конец испанских походов в Оранском хин-терланде.

Летом 1557 года с кончиной бейлербея Салаха Раиса в Регентстве начались беспорядки, вызванные столкновениями между янычарским войском и таифой. Назначенному Портой бейлербею Текелерли янычары преградили доступ в Алжир. Однако мятеж не удался и благодаря Раисам Текелерли смог проникнуть в город, но вскоре сам паша был убит янычарами. Ухудшилось положение на Западе, где имперская армия, овладев Тлеменсеном, осадила турецкий гарнизон в Мишуаре. Эти события заставили султана апеллировать к авторитету Хасана Хайраддина. Он вторгся в Марокко, но угроза со стороны испанцев заставила его вернуться обратно. В августе 1558 года губернатор снаряжает третью экспедицию против турок, которая закончилась неудачей, и испанцы оказались блокированными в городах Оране и Мерс аль-Кебире.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Жилище восточных славян. Техника постройки дома
Традиционное жилище восточных славян формировалось в определённой исторической обстановке под влиянием изменившихся условий жизни народа. К середине XIX в. – времени, когда сложились основные особенности сельского жилища восточных славян, - наряду с общими чертами жилище разных районов на всей обширной территории расселения русских, укр ...

Авеста
Авеста складывалась постепенно, в течение длительного времени. В сасанидское время Авеста состояла из 21 книги, излагающей мифологические и религиозные представления иранцев. Но эти сведения сохранились далеко не полностью. В окончательном виде она была собрана, канонизирована и зафиксирована пехлевийским письмом зоорастрийскими жрецами ...

Последствия
Крещение Руси способствовало укреплению внешнего статуса государства и своего внутреннего политического устройства государства - создание внутренней стабильности, укрепление связей между всеми частями государства. Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав ...