Внутренняя политика: эпоха Великих реформ и контрреформы
Страница 5

Материалы » Внутренняя политика эпоха Великих реформ и контрреформы » Внутренняя политика: эпоха Великих реформ и контрреформы

Следующим шагом по пути усиления власти администрации над местным самоуправлением вводилось земское положение, которое вышло в 1890 г. Выборы в земство теперь стали производиться строго по сословному признаку. Представительство дворян было значительно увеличено. Новое земское положение вводило порядок, согласно которому постановления земских собраний могли вступить в силу лишь после их утверждения губернатором или министром внутренних дел.

На установление административной опеки было направлено и новое городовое положение 1892 г. Оно представило избирательные права преимущественно владельцам недвижимости. Был повышен имущественный ценз: в губернских городах до 1550 руб., в уездных до - 300 руб. В результате число избирателей в городах сократилось в 3-4 раза. Значительно урезалась самостоятельность городского самоуправления. Городской голова утверждался правительством и объявлялся на государственной службе.

В социально-экономической сфере правительство Александра III стремилось защитить интересы дворянства. Для этого было принято выгодное для помещиков «Положение о найме на сельскохозяйственные работы». Даже такая мера, как создание крестьянского поземельного банка в 1882 году, должна была прежде всего защитить материальные интересы помещиков, получавших крупные суммы при отпуске крестьян на волю или при продаже земли через банк.

В 80-90-е годы были приняты меры, направленные на ограничение прав крестьянства. В 1886 г. был принят закон «О мерах к ограничению крестьянских разделов», насаждавших патриархальные порядки в решении вопроса о семейном разделе. По закону об общине (1893) ограничивались права крестьян на земельный надел: продажа, заклад, досрочный выкуп допускались только с согласия схода. Таким образом экономические, политические и даже личные права крестьян ставились в зависимость от общины.

Контрреформы включали в себя не только реакционные законы, направленные на возврат к дореформенным порядкам. Контрреформы в широком смысле слова означали весь политический курс правительства, действия которого демонстрировали пренебрежение к местному самоуправлению. Правительство демонстративно игнорировало общественное мнение и политические устремления различных социальных слоев. Провести их позволило отсутствие в русском обществе сил, способных создать достаточно действенную оппозицию политике правительства.

Своей цели контрреформы не достигли и хода истории остановить не смогли. В то же время они до предела обострили отношения между правительством и обществом.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Предыстория появления
Он родился на Дону, рос среди бедных казаков, участвовал в войнах и получил за храбрость младший офицерский чин. Имел Пугачёв опыт и в обращении с документами, многократно выступая делегатом-челобитчиком от крестьян и казаков. Вероятно, очень обширный и успешный, раз был арестован за это властями. А обобщив настроения, мечты и чаяния на ...

Начало войны
Формальным предлогом для начала Русского похода «Великой армии» стало обвинение Наполеоном Бонапартом монарха России в якобы нарушении Тильзитского мирного договора. Война начиналась внезапно, без ее официального объявления. В ночь на 12 июня французские войска начали переправу по четырем наведенным через реку Неман мостам. Первые выстр ...

Роль правителя государства в политической обстановке страны
В любой авторитарной системе личность верховного правителя играет огромную роль, вольно или невольно накладывая заметный отпечаток на различные стороны общественной и политической деятельности. Особенно велика эта роль при монархическом авторитаризме русского образца единовластии, базировавшемся на харизматическом принципе. Власть царя ...