Главные черты преобразований в России:

Материалы » Реформы и реформаторы » Главные черты преобразований в России:

• реформы инициировались «сверху» — самодержавием;

• реформаторы всегда наталкивались на сильное сопротивление контрреформаторских сил;

• судьба реформ находилась в прямой зависимости от соотношения сил сторонников и противников реформ;

• влияние реформ на развитие страны чаще всего было двойственным: успешные преобразования предотвращали революционные потрясения, а непродуманные, не доведенные до конца — их приближали.

Александр I в конечном счете ограничился реформами, не имевшими принципиального характера. В 1802 г. появились новые центральные органы управления — министерства, которые вместе с местными учреждениями, введенными губернской реформой 1775 г., образовали единую, централизованную бюрократическую систему управления Россией. Тогда же было определено и место Сената в этой системе как органа надзора за соблюдением законности.

Указом от 12 февраля 1801 г. купцам, мещанам и государственным крестьянам предоставлялось право покупать ненаселенные земли. В 1803 г. был издан указ «О вольных хлебопашцах», в соответствии с которым землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян за выкуп. О действенности этого указа можно судить по цифре: 0,5% — такова была доля освобожденных крестьян от общего числа крепостных.

Положительную роль играли мероприятия в области просвещения. Увеличилось число средних и высших учебных заведений (доступных главным образом дворянству). Открылись университеты в Вильно, Казани, Харькове. Был учрежден Педагогический институт в Петербурге, открыто несколько лицеев, в том числе знаменитый Царскосельский.

Стремительная бюрократизация государственного аппарата в конце XVIII в., усиленная указами начала XIX в., содержала в себе угрозу полного подчинения общества и императора власти чиновников. К октябрю1809 г. он составил обширный план «Введение к Уложению государственных законов».

В реализации своих планов Сперанский надеялся опереться на просвещенную часть общества. Для предотвращения революции в России он рекомендовал придать самодержавию форму конституционной монархии и утвердить приоритет законов.

Проект Сперанского предусматривал принцип разделения властей. Представительным органом власти должна была стать Государственная дума, избираемая дворянами, купцами, мещанами и государственными крестьянами, обладавшими имущественным цензом. От участия в выборах отстранялись крепостные крестьяне, рабочие, ремесленники, домашние слуги. Право окончательного утверждения законов оставалось у императора. Министры должны были стать ответственными перед Думой и подсудными ей.

В 1810 г. был учрежден Государственный совет, просуществовавший до Февральской революции 1917 г. Члены Госсовета назначались императором из дворянской аристократии. Предполагалось, что они будут обсуждать проекты законов, одобряя или не одобряя их большинством голосов. Однако это положение очень быстро было нарушено. Законопроекты утверждал царь, минуя Госсовет.

«Уставная грамота Российской империи», составленная Ново­сильцевым, стала этапом на пути российского конституционализма. И ней предусматривалось создание двухпалатного парламента, без согласия которого монарх не мог издавать законы. Правда, право законодательной инициативы оставалось за монархом. Сенат превращался в верхнюю палату, члены которой назначались царем, члены нижней — Посольской — палаты отчасти назначались, отчасти избирались на основе многостепенных выборов. Россия должна была получить федеративное устройство, ее предлагалось разделить па 12 наместничеств, каждое из которых получало свой представи­тельный орган. Отдельная глава посвящалась провозглашению гражданских свобод, гарантии неприкосновенности личности, свободе печати.

1985—1986 гг. - период ускорения
Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований (перестройки) относится к апрелю 1985 г. Как обычно, инициатива этого процесса исходила "сверху" и была вызвана новой расстановкой сил в высших эшелонах власти. Лидером начавшихся преобразований выступил новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, избранный на этот пост ...

Отдельные сословия в законодательстве второй половины XVIII в. Дворянство
Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство не имело еще сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию. Учреждения 1775 г., давая дворянству самоуправление, этим самым давали ему внутреннюю организацию. Для избрания должностных лиц дворяне должны были съезжаться в ...

Предпосылки революции.
Начало XX в. было для России исключительно бурным. Объективная потребность безотлагательного решения многих экономических, политических и социальных вопросов вызвала кризис самодержавной власти и пробудила к активной деятельности все социальные группы и классы российского общества. Так страна подошла к революции. В условиях назревающей ...