Внутренняя политика: эпоха Великих реформ и контрреформы
Страница 2

Материалы » Внутренняя политика эпоха Великих реформ и контрреформы » Внутренняя политика: эпоха Великих реформ и контрреформы

Однако, получив личную свободу, крестьяне оставались неравноправным сословием. Они оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность, подвергалось телесным наказаниям. Сохранялась крестьянская община и общинное земледелие. На помещика возлагалась обязанность следить за порядком в деревне.

Помещики сохраняли право собственности на все принадлежащие им земли. Вместе с тем они должны были предоставить крестьянам приусадебный участок и полевой надел «для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством». В среднем по стране эти наделы были на 20 % меньше тех участков, которыми они пользовались до отмены крепостного права.

За земли крестьяне должны были выплатить помещикам выкуп, величина которого в 1,5 раза превышала рыночную стоимость земли. Это должно было компенсировать помещикам убытки от потери земли и дармового труда крепостных. Проведение выкупной операции государство взяло на себя: казна выплачивала помещикам сразу 75-80 % величины выкупа, остальное доплачивали крестьяне. Свой долг государству крестьянин должен был погасить в течение 49 лет, доплачивая за ссуду 6 % годовых.

Взаимоотношения между помещиками и крестьянами регулировались «уставными грамотами» с помощью мировых посредников, которые избирались из местных потомственных дворян.

Реализация крестьянской реформы столкнулась с серьезными трудностями. Она проводились в обстановке страха, нагнетавшегося противниками реформы. В ряде районов произошли крестьянские волнения, вызванные недовольством бывших крепостных «дарованными свободами». Особенно мощные выступления произошли весной 1861 года в Казанской и Пензенской губерниях. Для их подавления правительство вынуждено было прибегнуть к воинской силе.

На национальные окраины империи «Положение» 19 февраля 1861 года распространялось постепенно, с некоторыми изменениями. Так, в 1864-1866 гг. было ликвидировано крепостное право в Грузии, в Армении и Азербайджане оно было отменено только в 1870 году.

В 1863 г. личную свободу получили крестьяне, принадлежавшие императорской фамилии. Кроме личной свободы они получили 4,2 десятин земли на душу. Размер выкупа за них был установлен в 51 млн. рублей. Государственные крестьяне в 1866 г. получили в бессрочное пользование по 5,7 десятин на душу. За что должны были уплатить в казну 1 млрд. 60 млн. рублей.

Земельная реформа, сделав крестьян формально свободными, сохранила их экономическую зависимость от помещиков и государства. Непоследовательность реформы предопределила на несколько десятилетий вперед остроту крестьянского вопроса, ставшего одной из причин социальных потрясений начала ХХ века в России, наложив заметный отпечаток на ход российской и мировой истории. Крестьянская реформа, уничтожив основы системы экономического производства, создавала при этом условия для свободных договорных отношений и развития капиталистического уклада, гражданского раскрепощения российского общества.

Затронув краеугольный камень феодальной империи, необходимо было менять и несущие конструкции существовавшего социально-политического строя. Преобразования, последовавшие за отменой крепостного права, охватили политическую, правовую, финансовую и культурно-образовательную сферы.

С упразднением вотчинной власти дворянства возникла необходимость реформирования местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа, которая вводила начала всесословного представительства в масштабах уезда и губернии. Дворянство продолжало играть в земствах ведущую роль, а в губернских земствах являлось абсолютным большинством, но, тем не менее, крестьянство впервые получило место в выборных учреждениях. Компетенция земства была ограничена местными хозяйственными заботами: медицина, статистика, начальное образование. Не имели земства и реальной исполнительной власти.

Земская реформа вызвала к жизни аналогичные преобразования в городском самоуправлении (1870). В 509 городах России вводились новые всесословные органы городского самоуправления - городские думы, которые избирали на 4 года из своей среды исполнительные органы - городские управы. Городские думы, как и земства, ведали местными хозяйственными вопросами: благоустройство городов, попечение о торговле, обеспечение противопожарных мер, забота о просветительных и медицинских нуждах города.

Страницы: 1 2 3 4 5

Преобразования в области центрального управления, высшей школы и просвещения
Для России XIX в. характерна череда реформ и контрреформ, целенаправленно проводившихся государством. Причем в период радикальных реформ, модернизации традиционных устоев жизни преобладала западническая ориентация, во время стабильного состояния общества — консервативная, русофильская. В 1830—1840-х гг., позже, чем в Западной Европе, в ...

Начало Великой Отечественной Войны.
22 июня 1941г. фашистская Германия, без объявления войны, внезапно напала на советский союз. Нарушив Советско-Германсткий договор о ненападении заключённый 23 августа 1939г. одновременно в войну против СССР вступили Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния. В советский союз за годы предвоенных 5-тилеток, было построено 9000 крупных промышл ...

 Характеристика ленинских планов построения социализма в России. Характеристика социализма как социального строя
Социализм - социальный строй, возникающий в результате социалистической революции, первая фаза коммунизма. За короткий срок в результате передачи основных средств производства в руки народа, национализации земли, заводов, фабрик, банков, индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, культурной революции предусматривается ...