Иван Грозный
Во время этого ужасного события, когда юный царь трепетал в Воробьевском дворце, а добродетельная Анастасия молилась, явился к нему иерей новгородский Сильвестр и оповестил его, что суд божий гремит над главою царя легкомысленного и злострастного, что огонь небесный испепелил Москву. Сильвестр потряс душу и сердце, овладел воображением, умом юноши, возбудил в царе желание блага. И произвел чудо: Иван сделался иным человеком.
Здесь начинается эпоха славы Ивана, новая, ревностная деятельность в правлении государством, ознаменованная счастливыми для государства успехами и великими намерениями. Молодой царь стал рупором нового направления. В это время Россия имела хорошего царя, которого любил народ и который трудился на благо государства. Описывая события жизни царя далее, многие историки задаются вопросом – «Вероятно ли, чтобы государь любимый мог с такой высоты блага, счастия, славы низвергнуться в бездну ужасов тиранства?».
Историки долго ломали головы над тем, почему в деятельности и личности Ивана IV прослеживаются два резко различных периода. Мудрый и прогрессивный в первый период своей жизни, примерно до 1563 г., во второй период Иван словно переродился в тирана и злодея.
При внимательном анализе психики Ивана IV этот вопрос представляется надуманным. С годами характер человека меняется, и часто в худшую сторону, когда обостряются отрицательные черты, заложенные ранее. Психическая болезнь Ивана IV - бесспорный факт. Иван IV страдал тяжелой формой параноидальной шизофрении, осложненной маниакальной манией преследования. Хотя, конечно, этот диагноз трудно признать за абсолютно достоверный, ибо поставлен он на основании информации современников человеку, жившему более четырех веков тому назад. Даже в наше время поставить точный диагноз психического заболевания конкретного человека бывает весьма трудно. Иван сам говорил: “ Я знаю, что я зол”. О том, что Иван IV болел манией преследования, говорит не только эпидемия раскрытия виртуальных заговоров, но и хорошо известное намерение Ивана бежать из Москвы на Север, и далее в Англию. Исполняя этот замысел, в декабре 1564 г. Иван IV бежал в Александровскую слободу, ныне город Александров.
По мнениям некоторых исследователей, в частности русского психиатра к. XIX в. П.И. Ковалевского, Иван Грозный страдал паранойяльной психопатией. Паранойяльность обычно проявляется в возрасте 30-40 лет. Ужасы в царствовании Ивана Грозного начались после того, как ему исполнилось 30 лет. Предшествующий период, связанный с деятельностью сподвижников Ивана – Сильвестра и Адашева – ознаменовался успешными завоеваниями. Развертыванию паранойяльной картины часто предшествует какой-либо толчок (психическая травма, телесное заболевание). Подобное случилось и в жизни царя Ивана: в начале четвертого десятка лет жизни он перенес какое-то смертельно опасное заболевание, а вскоре после этого у него умерла первая горячо любимая жена Анастасия.
Как главные признаки паранойи в поведении Ивана Грозного Ковалевский выделяет жажду мести, страх быть отравленным, страх стать предметом колдовства, манию величия, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, фанатичную религиозность, манию преследования.
Нетерпимость Ивана к непослушанию доходила до нелепостей: он велел изрубить присланного ему в подарок из Персии слона за то, что тот не стал перед ним на колени. По словам Ключевского, царю Ивану ежеминутно нужно было давать чувствовать, как его любят и уважают. Те, кому это искусно удавалось, на некоторое время вызывали у Ивана чувство привязанности и в этот период пользовались его доверием до излишества. Такими людьми поочередно были друг его детства Федор Воронцов, затем Сильвестр и Адашев, позже Федор Басманов и Малюта Скуратов. Но безграничное доверие всегда было временным: все они, кроме последнего погибли по вине Ивана.
Если у параноика идеи величия могут проявиться в мыслях о его высоком происхождении – то для параноика стоящего у власти они превращаются в идею мирового господства и идею божественного происхождения власти.
Царь Иван Грозный первым среди московских государей стал считать себя царем в настоящем библейском смысле этого слова – помазанником божьим. Была создана целая «ученая» теория происхождения его царственной власти. В ход была пущена нелепая легенда о том, что римский император Октавиан Август перед смертью разделил всю вселенную между своими наследниками и брата своего Пруса посадил царствовать по берегам реки Вислы, отчего и земля эта стала называться Прусской. Рюрик же якобы был потомком Пруса в четырнадцатом колене.
Экономика России в период гражданской войны
Экономическая политика этого периода получила название военного коммунизма. Эта политика сводилась в основном к следующему: национализировать мелкую и среднюю промышленность (29 ноября 1920г. были национализированы предприятия, насчитывающие свыше 5 рабочих при наличии механического двигателя и свыше 10 рабочих при отсутствии двигателя) ...
Янъу – первое реформаторское движение
Первое реформаторское движение в Китае («янъу» – 1869 – 1890 гг.) проходило под лозунгами военного «самоусиления» и «благосостояния и мощи». «Самоусиление» инициировалось крупными военачальниками, одержавшими победу над тайпинами, а «благосостояние и мощи» – их более консервативными оппонентами.
Это движение непосредственно стимулирова ...
Международные кризисы и конфликты в начале XX в
Образование Антанты в 1904 г. стало серьезным предостережением Германии в ее экспансионистских планах. Накануне неминуемого столкновения с Англией для нее намного более опасным становился и франко-российский союз 1891-1893 гг. Поэтому кайзер и немецкая дипломатия неоднократно делали попытки разорвать враждебное окружение, инспирируя обо ...
Разделы