Реформы Хрущева. Замыслы и результативность.
Со смертью Сталина в стране завершился период «чистого» тоталитарного режима, имевших харизматического лидера, опиравшегося на активный и мощный репрессивный аппарат, на всепроникающее идеологическое единообразие, режима, стремившегося повседневно контролировать дела и мысли каждого отдельного человека.
Со смертью Сталина заканчивалась сложная, неоднозначная, героическая, но и кровавая страница истории советского общества. Оно с трудом и робко вступало в новый этап своего развития.
В сентябре 1953г. на Пленуме ЦК партии Хрущев избирается Первым секретарем ЦК КПСС.
С конца 50-х гг. все более активным становится поиск новых подходов в экономической политике. В 1957г. начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. Реформаторская деятельность Хрущева в общем виде сосредотачивалась на двух направлениях его деятельности:
1. Управление промышленностью.
2. Реформа в сельском хозяйстве.
Одной из наиболее крупных реорганизаций была проведенная в 1957г. перестройка управления по территориальному принципу.[2] По мнению Хрущева, руководство из центра большим количеством предприятий было не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Был упразднен ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств- промышленности и строительства. За исключением авиационной, судостроительной, радиотехнической и химической.
Вместо них учреждались территориальные управления- Советы народного хозяйства (СНХ). Организация совнархозов дала некоторый эффект, в частности- сократились встречные перевозки, закрылись многие дублировавшие друг друга мелкие производства на предприятиях разных министерств. Произошло некоторое сокращение административно-управленческого персонала на производстве. Созданы межотраслевые предприятия по ремонту оборудования. Органы управления приблизились к предприятиям.
Однако кардинальных изменений в развитии экономики не произошло. Предприятия вместо мелочной опеки министерств получили мелочную опеку совнархозов. Ощутимо усилились местнические порядки. С ликвидацией ряда министерств нарушилось единство технической политики и научно-технического прогресса отрасли в целом.
В связи с этим были образованы республиканские советы народного хозяйства. Но и они не устранили недостатка. В промышленности стали наблюдаться замедление темпов роста производства и производительности труда. Руководство отраслями оказалось раздробленным по экономическим районам.
2 октября 1965г. были упразднены советы народного хозяйства и опять образованы промышленные министерства.
В 1959г., находясь в США, Н.С. Хрущев пообещал американцам показать «кузькину мать» не только в науке и технике, но и в сельском хозяйстве. Он пришел к выводу, что поднять «мясную целину» можно, лишь решив проблему кормопроизводства.
Хрущев принял ряд мер, чтобы расширить зерновую и кормовую базу для животноводства и подъема сельскохозяйственного производства. Эти задачи решались в основном административно-командными методами. Наиболее типичны для тех лет-«кукурузная эпопея», когда Хрущев усиленно стал внедрять кукурузу в сельское хозяйство. Продвигали ее вплоть до Архангельской области. Это было надругательством не только над вековым опытом и традициями крестьянского сельского хозяйства, но и над здравым смыслом, поскольку рост урожайности кукурузы ставился в прямую зависимость от уровня политической сознательности. Хрущев в то время замечал: « Если в отдельных районах страны кукуруза внедряется формально, колхозы снимают низкие урожаи, то в этом виноват не климат, а руководитель. Надо заменять тех руководителей, которые не дают кукурузе возможности развернуться во всю мощь».
Историки, в частности Данилов С.Ю. и Никитин В.М. дают следующую оценку экономической политике хрущевских реформ:
1. В их основе лежал волюнтаризм первого лица страны.
2. По своим целям они были утопичны и не учитывали подлинного состояния экономики.
3. По избранным направлениям достижения целей экономическая политика была противоречива.
4. Методы проведения реформ были чисто командно-административными, антидемократическими. Мнение масс фактически не принималось во внимание.
Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства.
Главная причина поражения реформ состояла в том, что они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули основную- систему административно-командную. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой.
В целом крупные меры в аграрной области, проведенные в 1953-1958г., можно свести к следующему:
Манихейство и его социальная сущность
Основатель этого учения Мани родился около 215 г. в Вавилонии и начал свою проповедь в 242 г. в г. Ктесифоне. Основной идеей манихейства, как и зороастризма, была дуалистическая идея, признававшая существование двух начал – светлого и темного, добра и зла. Мир рассматривался как арена борьбы этих начал, а цель мирового развития – освобо ...
Проблемы государственного единства Руси
Государственное единство Руси не было прочным. Развитие феодальных отношений и усиление могущества феодалов, а также рост городов, как центров местных княжеств, вели к
изменениям в политической надстройке. В XI в. во главе государства по-прежнему стоял великий князь, но зависимые от него князья и бояре приобрели крупные земельные владен ...
Биографические данные Клеменса Лотаря Венцеля Меттерниха до его
политической деятельности
Сначала воспитанием Клеменса занималась его мать, графиня Мария Беатриса Алоизия. Она происходила из древнего рода Кагенегг в Брейсгау.
Первыми учителями Клеменса были сменившие друг друга два монаха из ордена пиаристов и француз Фредерик Симон, будущий член якобинских клубов в Страсбурге и Париже.
В ноябре 1788 года Меттерних пост ...



Разделы