Реформы Хрущева. Замыслы и результативность.
Со смертью Сталина в стране завершился период «чистого» тоталитарного режима, имевших харизматического лидера, опиравшегося на активный и мощный репрессивный аппарат, на всепроникающее идеологическое единообразие, режима, стремившегося повседневно контролировать дела и мысли каждого отдельного человека.
Со смертью Сталина заканчивалась сложная, неоднозначная, героическая, но и кровавая страница истории советского общества. Оно с трудом и робко вступало в новый этап своего развития.
В сентябре 1953г. на Пленуме ЦК партии Хрущев избирается Первым секретарем ЦК КПСС.
С конца 50-х гг. все более активным становится поиск новых подходов в экономической политике. В 1957г. начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. Реформаторская деятельность Хрущева в общем виде сосредотачивалась на двух направлениях его деятельности:
1. Управление промышленностью.
2. Реформа в сельском хозяйстве.
Одной из наиболее крупных реорганизаций была проведенная в 1957г. перестройка управления по территориальному принципу.[2] По мнению Хрущева, руководство из центра большим количеством предприятий было не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Был упразднен ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств- промышленности и строительства. За исключением авиационной, судостроительной, радиотехнической и химической.
Вместо них учреждались территориальные управления- Советы народного хозяйства (СНХ). Организация совнархозов дала некоторый эффект, в частности- сократились встречные перевозки, закрылись многие дублировавшие друг друга мелкие производства на предприятиях разных министерств. Произошло некоторое сокращение административно-управленческого персонала на производстве. Созданы межотраслевые предприятия по ремонту оборудования. Органы управления приблизились к предприятиям.
Однако кардинальных изменений в развитии экономики не произошло. Предприятия вместо мелочной опеки министерств получили мелочную опеку совнархозов. Ощутимо усилились местнические порядки. С ликвидацией ряда министерств нарушилось единство технической политики и научно-технического прогресса отрасли в целом.
В связи с этим были образованы республиканские советы народного хозяйства. Но и они не устранили недостатка. В промышленности стали наблюдаться замедление темпов роста производства и производительности труда. Руководство отраслями оказалось раздробленным по экономическим районам.
2 октября 1965г. были упразднены советы народного хозяйства и опять образованы промышленные министерства.
В 1959г., находясь в США, Н.С. Хрущев пообещал американцам показать «кузькину мать» не только в науке и технике, но и в сельском хозяйстве. Он пришел к выводу, что поднять «мясную целину» можно, лишь решив проблему кормопроизводства.
Хрущев принял ряд мер, чтобы расширить зерновую и кормовую базу для животноводства и подъема сельскохозяйственного производства. Эти задачи решались в основном административно-командными методами. Наиболее типичны для тех лет-«кукурузная эпопея», когда Хрущев усиленно стал внедрять кукурузу в сельское хозяйство. Продвигали ее вплоть до Архангельской области. Это было надругательством не только над вековым опытом и традициями крестьянского сельского хозяйства, но и над здравым смыслом, поскольку рост урожайности кукурузы ставился в прямую зависимость от уровня политической сознательности. Хрущев в то время замечал: « Если в отдельных районах страны кукуруза внедряется формально, колхозы снимают низкие урожаи, то в этом виноват не климат, а руководитель. Надо заменять тех руководителей, которые не дают кукурузе возможности развернуться во всю мощь».
Историки, в частности Данилов С.Ю. и Никитин В.М. дают следующую оценку экономической политике хрущевских реформ:
1. В их основе лежал волюнтаризм первого лица страны.
2. По своим целям они были утопичны и не учитывали подлинного состояния экономики.
3. По избранным направлениям достижения целей экономическая политика была противоречива.
4. Методы проведения реформ были чисто командно-административными, антидемократическими. Мнение масс фактически не принималось во внимание.
Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства.
Главная причина поражения реформ состояла в том, что они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули основную- систему административно-командную. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой.
В целом крупные меры в аграрной области, проведенные в 1953-1958г., можно свести к следующему:
Исторические условия предпринимательства в России и его основные виды
Российское государство изначально складывалось на обширной территории, которая подвергалась нападениям с разных сторон. Для обороны чрезвычайно протяженных границ требовались огромные усилия, не меньше сил расходовалось и на приобретение и освоение новых территорий. Это способствовало развитию сильной государственной власти, которая моб ...
Хозяйство стран Древнего Востока
История древней цивилизации охватывает период с середины IV тысячелетия до н. э. до падения Западной Римской империи в V в. н. э. В IV–III тысячелетиях первые очаги цивилизации возникают в Месопотамии (Двуречье), в Египте; в III и II тысячелетии в Индии и Китае – соответственно в долинах рек Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Хуанхэ. Эти районы о ...
Приватизация в России в 1990-е гг.: сущность, причины, цели, этапы, ошибки
проведения, результаты
Приватизация – процесс продажи частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества (активов) госпредприятий.
Приватизация была нужна в России: во-первых, для ликвидации фактической монополии государственной собственности. Во-вторых, для передачи в негосударственную собственность нерентаб ...



Разделы