Первый россиянин в Индии

Материалы » Первый россиянин в Индии

В 1466 году послы Ширван-шаха возвращались домой, в Баку, от двора Великого князя московского Ивана III. С ними отправились несколько русских и бухарских купцов. Услыхав это, тверской купец Афанасий Никитин тоже захотел попытать торгового счастья в иноземных странах. У Нижнего Новгорода он присоединился к посольскому каравану: вместе плыть было безопаснее. В устье Волги, однако, астраханские татары разбили караван. Уцелевшие купцы добрались до Шемахи. Оттуда Никитин, полагаясь на свою торговую сметку, направился в богатую Персию, где провёл 8 месяцев.

Будучи пытливым и любознательным, Афанасий Никитин завёл дневник, куда заносил всё, что видел и слышал. Не слишком много наторговав на побережье, он перевалил через хребет Эльбрус и пошёл на юг Персии, к славившемуся богатством Ормузу (Гурмызу). Этот город-порт на острове в Ормузском проливе поражал воображение. Сюда съезжались купцы с Цейлона, из Индии и из Аравии. Но товар на ормузских рынках был дорог. Афанасий Никитин узнал, что за морем, в Индии, базары гораздо дешевле, а ценятся там арабские кони. Купив породистого скакуна, он погрузился на корабль и, переплыв Индийское (Аравийское) море, уже второе на его пути, ступил на индийскую землю в порту Чеаур.

Но и тут не повезло Афанасию Никитину в торговле: не сумел продать он жеребца и отправился с ним в глубь страны. Выйдя через горные цепи Западных Гат на Деканское плоскогорье, он оказался в городе Джунир, откуда через 2 месяца двинулся в Бидар – столицу обширного «бессерменского»(мусульманского) государства Бахманидов. Ничто не ускользает от наблюдательного глаза русского путешественника в этом большом многолюдном городе. В своих заметках Никитин описывает парадные выезды султана и богатство его свиты, дворец, украшенный резьбой и золотом, и окружающие его мощные стены с семью вратами. Рядом с этой роскошью он отмечает нищету и разделение индусов на касты с разными обычаями, бытом и даже пищей.

Прожив в Бидаре год, Афанасий Никитин вновь пускается в путь, посещает алмазные копи провинции Райчур и город религиозных паломников Парват. Восхищаясь красотой драгоценных камней, он, однако, отмечает, что товаров для русских княжеств здесь нет, а то, что можно дёшево приобрести, облагается слишком большой пошлиной.

Так, кочуя из города в город, Афанасий Никитин провёл почти 3 года. Он исходил Деканское плоскогорье и Западное побережье Индии и за 30 лет до португальца Васко да Гамы первым из европейцев дал правдивое описание этой страны и жизни её народов. Он вникал во всё и всё записывал в свою тетрадь: особенности государственного строя и правления, быта и хозяйства, городской архитектуры и сельской природы. Заносил в дневник и слышанные им рассказы об иностранных странах: о Цейлоне, богатом драгоценными камнями, о Западном Индокитае, где в городе Пегу индийские монахи (дервиши) ведут торговлю фарфоровыми изделиями из «Чина да Мачина» (Китая)…

Стосковавшись по родине, он собрался в путь. Снова пересёк гряду Западных Гат и вы шел к приморскому городу Дабулу. Здесь сел на корабль, отплывавший в Ормуз, и оставил берега Индии. Морем он добрался до юго-восточных берегов Аравии, а затем через горы направился на северо-запад, к Тебризу. Пройдя по Армянскому нагорью, купец вышел к третьему на своём пути, теперь уже Стамбульскому (Чёрному) морю. В Трапезунде он целый месяц ждал попутного ветра и лишь к концу 1472 года добрался до генуэзской Кафы (Феодосии). Тут-то и встретил московских купцов, собиравшихся возвращаться весной на родину.

Целую зиму Афанасий Никитин приводил в порядок свои путевые записи, которые назвал «Хождения за три моря», а весной вместе с новыми товарищами пошёл на Русь, мечтая скорее возвратиться в Тверь. Но не суждено ему было вернуться в родной город. Афанасий Никитин заболел и умер, не дойдя до Смоленска. Спутники же путешественника, похоронив своего друга доставили его тетрадь-дневник к княжескому двору. И читал князь московский слова русского купца, обошедшего многие страны: «А Русскую землю Бог да сохранит… на этом свете нет страны, подобной ей, хотя бояре Русской земли не добры. Но да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость.»

Культура
Китайская культура - одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н. э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры. Во втором тысячелетии до нашей эры образовалось первое государство Шан-Инь. И ...

Автобиография
Владимир Иванович Даль родился 10 ноября 1801 года в городке Лугань Екатеринославской губернии. Псевдоним — Казак Луганский, беллетрист, этнограф, лексикограф. Отец его был обрусевший датчанин – многосторонне образованный богослов и медик. Мать – немка, тоже обрусевшая, владела пятью языками и дала своим детям превосходное домашнее обра ...

Новая конституция
Одним из важнейших достижений Бориса Ельцина является принятие новой демократической Конституции. Однако процесс принятия такой Конституции весьма затянулся. Бывший Верховный Совет России занял конфронтационную позицию по отношению к президенту, затягивал принятие новой Конституции, ограничиваясь внесением огромного количества (около 40 ...