Зарождение Российской цивилизации
Страница 4

Ближайшим и агрессивным соседом Киева и окрестных племен был Хазарский каганат. Есть сведения, что именно хазары ликвидировали еще в VIII в. княжение у полян во главе с легендарным Кием. В IX в. пришло время начинать все сначала. По свидетельству различных источников, в первой половине IX в. киевский князь принял титул кагана (царя). Но хазарский каганат стремился контролировать не только район Волги, но и укрепления в Киеве, и даже на севере – в Старой Ладоге. Образовавшиеся на базе восточнославянских племен княжества обратились к скандинавам с просьбой помочь им в борьбе с хазарами. В Киев пришли норманнские дружины.

Итак, в середине IX в. существовало два протогосударства на базе в основном восточнославянских племен, условно назовем их Северная Русь и Южная (Киевская) Русь.

Столицей Северной Руси, или Северного Союза Союзов (племен), иногда называют Новгород. Полулегендарный Рюрик – основатель династии – правил в 860-х гг., по преданию, в Новгороде, умер в 879 г. (ПВЛ). Перед смертью поручил своего малолетнего сына Игоря родственнику Олегу.

Об этих и последующих князьях имеются сведения достаточно убедительные. Олег с Игорем предприняли поход на юг, по дороге побывав в земле кривичей, в Смоленске. По свидетельству ПВЛ, Олег в Киеве обманным путем избавился от правящих там Асколъда и Дира и стал с 882 года княжить, объявив Киев "матерью городов русских". Исходя их этих и более современных источников, можно заключить, что официально у конунгов (королей) скандинавских никто не просил князя для Руси. Рюрик, попав с дружиной в молодой город Новгород, и был провозглашен своими дружинниками князем. Далее события развивались по известному сценарию. Да и у каких конунгов русичи могли "запросить" себе князя, если в Швеции свейские (свей – шведы) и гётские (готские) земли были объединены в единое государство лишь в конце X – начале XI в. Тогда там началось и насаждение христианства. Известно из византийских хроник, что еще в 860-х гг. Кирилл и Мефодий с миссией славянских просветителей отправились из Византии в Крым, по всей видимости, побывали в Киеве, оставив на память русичам "кириллицу" – азбуку из 24 букв.

Объединение Северной и Южной Руси привело в начале 880-х гг. к образованию государства, условно называемого Древнерусским.

К середине IX в. проявилась объективная необходимость, сложились условия для создания Древнерусского государства: хозяйственная жизнь восточнославянских племен прогрессировала, используя достижения земледельческого неолита.

Для хозяйственного освоения просторов Русской (Восточно-Европейской) равнины нужны были сплоченные усилия больших людских масс в рамках единого государства со штатом администраторов. Население нуждалось в защите от внешних врагов путем создания объединенной дружины –> ополчения –> армии. В связи с недостаточным обеспечением населения продуктами и товарами в условиях 100%-го натурального хозяйства, необходимо было использовать Днепр, его притоки и расположенные выше системы озер в целях торговли с народами, проживавшими на северо-западе Европы, а через Русское (Черное) море – с Византией и странами Востока, для этого требовались усилия сплоченных групп людей. Назревала необходимость расширения культурного кругозора, стремление к грамотности, проявился интерес к монорелигии по примеру других стран. Нельзя было и дальше не замечать преимуществ цивилизации, наступавшей с Запада, со стороны молодых европейских государств, оформивших государственность еще в VI н.э., и с Востока, со стороны экономически и культурно высокоразвитой Византии и ряда других стран. И, наконец, формирование древнерусской народности могло произойти лишь в рамках единого государства.

Анализ многочисленных факторов приводит к мысли: с завершением в VIII в. последней волны Великого переселения народов восточные славяне "обречены" были на обретение государственности или должны были исчезнуть с политической карты Восточной Европы, растворившись в этносе более предприимчивых, способных к выживанию народов.

За время формирования Древнерусского государства наиболее целесообразно взять 879–882 гг. н.э., т.е. предполагаемое время смерти Рюрика в Новгороде и захвата Киева его родственником Олегом с сыном Рюрика Игорем и "со дружиною".

Русь как цивилизация окончательно оформилась через 100 лет – с принятием в 988 г. христианства из Византии и появлением в конце X–XI вв. первых сводов законов "Русской правды".

Страницы: 1 2 3 4 5

Распутинщина и её последствия
Кризис, постигший народ, церковь и интеллигенцию в начале XX века, слишком поздно встревожил прогрессивную мысль. Всесторонний кризис нашел свое выражение в страшном и постыдном явлении "распутинщины", когда духовная и светская власть окончательно себя скомпрометировала. Слепой народ, лишенный ориентиров, наставников и руково ...

Провинции
Начиная с XIV в. территориальное расширение Османской империи создало необходимость в разграничении провинций и назначении наместников, которых утверждала центральная власть. Структура этих провинций совпадала с поместной военно-ленной структурой армии. В зависимости от размеров и значения, были три вида административных единиц: бейле ...

Культура, быт и общественная мысль в XVII веке .
Культура и быт русского народа в 17 веке испытывали качественную трансформацию, выразившуюся в трех основных тенденциях: "обмирщение", проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол. Первые две тенденции были в заметной степени связаны между собой, третья была скорее их следствием. При этом и "обмирщение" ...