Зарождение Российской цивилизации
Страница 2

Долгое время в литературе их подразделяли на венедов (западных славян) и антов (восточных славян). В последние годы все чаще пишут, что разделение славян на западных и восточных является чисто условным, в источниках не находят сведений о племенных образованиях венедов. Но установленным считается факт проживания в VI в. н.э. в лесистой части Восточной Европы славян, которых называли антами (восточными). Антский союз племен в VI–VII вв. был значительным по ареалу расселения, но аморфным по структуре. По времени это был последний в мировой истории период "великого переселения" народов.

Перемещаясь в пространстве, Антский союз племен соприкасался с Булгарским союзом на Северном Кавказе, Хазарским и Тюркским каганатами. Но неизвестно, входили ли в это образование славянские племена, расселившиеся на территории будущей Руси. Нет четкого представления о векторе их передвижений вплоть до IX в.

В "Повести временных лет" (ПВЛ) перечисляются восточнославянские племена, осевшие в районе Днепра: поляне, древляне, дреговичи, полочане (Полотой назывался приток Двины), северяне (в районе Десны, Сейма, Сулы). Около озера Ильменское располагались славяне (словены) ильменские. Далее называются кривичи, жившие в верховьях Волги, Двины и Днепра и основавшие город Смоленск. Северяне тоже находились близко. В районе Буга проживали бужане, которые, по свидетельству ПВЛ, позднее стали называться волынянами (видимо, после закладки городка Волынь). Тут же указывается, что "уличи" и "тиверцы" сидели по Днестру и возле Дуная, греки их называли "Великая Скифь". Позднейшими исследователями не было подтверждено наличие племен тиверцев и уличей в ареале расселения восточных славян, поэтому, видимо, их не стоит включать в перечисление людских общностей, образовавших в IX–XI вв. древнерусскую народность. Безусловным является включение в их число: полян, северян, радимичей, вятичей, кривичей, древлян, дреговичей, волынян, словен ильменских. Известно, что "дреговичи" переводится как "болотные люди", племя это явилось основой для формирования позднее белорусской народности. Бесспорно, что Киев – будущая столица Древнерусского государства – возник в местах расселения племени полян, ставших затем основой для зарождения украинской народности. С учетом сведений ПВЛ и по мнению многих исследователей, особенно прошлых времен, сценарий исторического действия был таким: осели перечисленные племена на реке Днепр, где уже был город Киев, и призвали варягов (норманнов) управлять ими. Появились из Скандинавии представители племени "русь", подчинили местные союзы племен и создали государство. В общем, ничего унизительного для русичей в этом акте не было – норманны в те времена прошли "с мечом" по всей Европе, приглашение дружинников тоже практиковалось во многих местах с целью охраны территорий. Но настораживает такой факт: Норвегия и Швеция оформились как самостоятельные государства позже во времени, чем Древнерусское, и опыта становления государственности у пришельцев не было.

Более убедительной представляется вторая версия, которая рассматривается в многочисленных публикациях последних лет. Внимательнейшим образом изучаются места расселения славян на севере европейской части России, в районе Приладожья и частично Карелии. По мнению русских и скандинавских исследователей (археологов, лингвистов, специалистов по топонимике), тс юго-востоку от Ладожского озера, в низовьях Волхова, бассейнах Ильменского и Чудского озер в VIII в. н.э. возникло протогосударство Северная Русь с центром в Старой Ладоге. Племена ильменских словен, псковских и смоленских кривичей, приладожской чуди и мери перед этим объединились в Северный Союз племен или Северную конфедерацию племен (оба названия условны).

Таким образом, закладывалась основа для образования в будущем многонационального Русского государства. Если восточные славяне относились к индоевропейской языковой группе народов, то местные племена Приладожья, в районе Волхова, в верховьях Волги, принадлежали к финно-угорской языковой группе. Из них позднее сформировались народности: марийцы, мордва, коми-пермяки, удмурты, карелы. Нет сведений о вхождении тюркских племенных образований в Древнерусское государство, но отдельные их представители там проживали. Сюда также переместились небольшие группы скандинавов-норманнов (предположительно племя "Русь") и варягов (купцов). Намерения их были скорее мирными, чем враждебными. Торговали, оседали на просторах Русского Севера, ассимилировались, затем в IX в. вместе с русичами двинулись в более теплые места – в Верхнее Поволжье, оттуда – к Киеву, где и произошло образование Древнерусского государства. Подобные передвижения подтверждаются учеными. Такова, кратко, схема появления протогосударства Северная Русь в VIII в. и Древнерусского государства в IX в. Норвежский археолог А. Сталъсберг на материалах VIII–IX вв. доказывает, что эти группы населения – славянские племена, ассимилировавшие финно-угорские племена, а также пришельцы из Скандинавии – находились в отношениях стабильности и порядка. Раскопки некоторых могильников в районе Старой Ладоги и Карелии свидетельствуют, что захоронения в отдельных местах проходили по обычаям скандинавских племен. А в топонимике названий различных местностей, рек и озер, в обиходной речи современных жителей явственно проступают черты славянской культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5

Члены трибунала
Международный военный трибунал был сформирован на паритетных началах из представителей четырёх великих держав в соответствии с Лондонским соглашением. от США: бывший генеральный прокурор страны Ф. Биддл (англ.). от СССР: заместитель председателя Верховного Суда Советского Союза генерал-майор юстиции И. Т. Никитченко. от Великобритани ...

Образование и расцвет Тюркского каганата
В VI веке в Центральной Азии вновь начинается консолидация племен. Данный процесс был закономерен, так как степень политической децентрализации в IV-V вв. достигла максимума и стала угрозой нормальной хозяйственной жизни в степи. Появляется также ряд технических новшеств, изменивших как военное дело, так и экономику кочевников. Изобрет ...

Андроновская культурно-историческая общность
В основном андроновская культура в Кыргызстане представлена погребениями, поселениями, кладами, наскальными рисунками и горными выработками. Андроновская культурно-историческая общность - одно из самых крупных археологических явлений Евразийских степей. Западная граница распространение андроновских памятников проходит по р. Урал, восто ...