Нравственно-психологическая атмосфера в советском обществе после войны. Новый виток репрессий в конце 40-х – начале 50-х гг.
Победа в Великой Отечественной войне изменила психологию советского народа. Резко возросло чувство собственного достоинства, патриотизма. Миллионы советских людей в рядах Красной Армии побывали за границей, что резко расширило их кругозор. Примитивные идеологические стереотипы перестали срабатывать. В стране проявился огромный интерес к культурным ценностям, началось переосмысление исторического прошлого.
Прежде всего в сознание советского человека вселила оптимизм, который побуждал не обращать внимание на трудности и вселял уверенность в светлое будущее. Стремление участвовать в созидании коммунистического общества активизировало энтузиазм масс, развивало старые, рождало новые трудовые почины. Такой настрой приносил эффективные результаты. В итоге поиска новых форм работ проект первого шагающего экскаватора был создан конструкторами Уралмаша всего за 8 месяцев, вместо предполагавшихся первоначально 2-3 лет. В те годы были достигнуты самые высокие темпы развития, налицо были успехи в развитии науки и техники.
В то же время, в эти трудные послевоенные годы, особое внимание руководителей государства направлялось на поиски конкретных “виновников” неудовлетворительного развития экономики. С целью обеспечения производства рабочей силой были приняты несколько указов об ответственности лиц, уклоняющихся от трудовой деятельности. Однако административно-карательные меры по отношению к колхозникам, не выработавшим обязательного минимума трудодней, и к городским “тунеядцам” не могли улучшить положения дел в экономике.
Однако нельзя не отметить и другую тенденцию. Победа над могущественным противником способствовала росту сознания советского человека и, следовательно, развивала у него критическое отношение к действительности, эти настроения усиливались по мере того, как решение бытовых проблем замедлялось. О том, что существуют расхождения между пропагандой и действительностью, стали понимать представители молодого поколения. Так, в Воронеже была создана нелегальная молодежная организация. Ее участники, обеспокоенные экономическим положением страны, пришли к выводу о необходимости изменения хозяйственной политики. Начавшаяся борьба с инакомыслием затормозила, но в конечном итоге не могла остановить процесс критического осмысления действительности, нашего прошлого.
Общество нуждалось в самопознании и переменах, в преодолении иллюзий в оценке самого себя. Наметившиеся тенденции в переосмыслении пройденного пути положительно влияли на рост самосознания советских людей.
В послевоенный период опять резко усилили политические репрессии. Вновь арестовывались люди, выпущенные из лагерей в годы войны. Репрессии были достаточно широкими, речь шла о сотнях тысяч.
Так, срывы в производстве авиационной техники объяснялись “вредительством” со стороны руководства отрасли (“Дело Шахурина, Новикова и др.”). На рубеже 40-50-х годов руководители Политбюро обсуждали “дела” лиц, якобы занимавшихся вредительством в автомобилестроении (“О враждебных элементах на ЗИСе”, “О положении в МГБ и о вредительстве в лечебном деле”).
Крупнейшим стало «ленинградское дело», в результате которого погибло много партийных, советских, хозяйственных и комсомольских руководителей. В 1949 г. руководители Ленинградской партийной организации были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы (“ленинградское дело”). Одновременно было сфабриковано обвинение против Н.А. Вознесенского – председателя Госплана СССР, крупного ученого-экономиста. Он обвинялся в неудовлетворительном руководстве Госпланом, в антигосударственных и антипартийных поступках. Организаторы не существовавшей антипартийной группировки были приговорены к расстрелу, несколько человек – к длительным срокам заключения.
История как наука
1. Понятие и функции истории. История в переводе с древнегреческого рассказ. О прошедшем, это наука, системно изучающая прошлое ч-ва во всем его многообразии. Ф-ции истории: познавательная, образ-ая, теорит-ая, воспит-ая, развив-ая. 2. Источники исторического знания: письменные - летописи, хроники, грамоты, договоры, отчеты, письма, дне ...
Новый Верден
Из доклада советского офицера из этого района явствует: «Противник занял Кашару, Кутюрку, Погореловцы и Самодуровку и, готовясь к второй лобовой атаке, двинул 200 танков и моторизованную пехоту в направлении Теплого.
1-я и 2-я батареи погибли, но не отступили ни на шаг. Уничтожено сорок танков. В первом батальоне противотанковых ружей ...
Маршал Тухачевский М.Н.
Тухачевский
Михаил Николаевич (1893-1937). Выпускник Александровского военного училища (1914 г.), вступил в престижный Семеновский гвардейский полк и дослужился до звания поручика во время Первой Мировой войны, оказался в немецком плену, вернулся в Россию после революции и вступил в 1918 г. в Красную Армию. Член партии с 1918 г. В годы ...
Разделы