Смерть И.В. Сталина ознаменовала новый период в развитии Советского государства, связанный с личностью Н.С. Хрущева, под руководством которого подверглись реформированию основные сферы советского общества.
Существо происходивших изменений было направлено на демократизацию и либерализацию государства и общества.
Во внешней политике: проводилась идея мирного сосуществования двух систем, рассматривались проблемы всеобщего разоружения, перед СССР ставилась задача достижения и превышения уровня развития капиталистических стран, с другой стороны - усиливалась гонка вооружений.
Во внутренней политике: Н.С. Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС и Председателем Совета Министров СССР, совместив тем самым руководящие посты в партии и государстве и сосредоточив в своих руках всю полноту власти.
Одновременно Хрущев проводит разоблачение культа личности Сталина, следствием которого стали процессы над "врагами народа" (Л.П. Берия) и массовая реабилитация репрессированных.
В области государственного устройства проводится политика децентрализации и разделения всей системы управления: расширяются права союзных республик в области промышленности и производства, формирования бюджета, решения вопросов административно-территориального устройства, законодательства и осуществления правосудия.
Проводится перестройка государственного аппарата, направленная на демократизацию жизни государства и преодоление централизма. Принимались меры, направленные на повышение роли Советов депутатов трудящихся и активизацию их деятельности: вводилось деление Советов на промышленные и сельские.
В управлении народным хозяйством: отраслевая система управления заменяется на территориальную.
СССР был поделен на 107 экономических районов, в которых действовали коллективные органы управления, Советы народного хозяйства (совнархозы), они подчинялись республиканским совнархозам.
В системе правоохранительных органов: отменялся внесудебный порядок рассмотрения дел, упразднялось особое совещание при МВД СССР, при Совете Министров СССР был создан Комитет государственной безопасности. Возникали добровольные народные дружины по охране общественного порядка.
В соответствии с Основами 11 июня 1964 г. Верховный Совет РСФСР принял Гражданский кодекс РСФСР, который содержал следующие разделы:
1. Общие положения, определяли цели и задачи гражданско-правового регулирования, запрещали частное предпринимательство, провозглашали наличие социалистической собственности на орудие и средства производства, планирование - как единственный метод развития народного хозяйства.
2. Право собственности, государство признается единственным собственником всего государственного имущества, закрепляется самостоятельная собственность профсоюзов, колхозов и других общественных организаций, регламентируется право оперативного управления государственным имуществом.
3. Обязательственное право, создает систему обязательств, упорядоченную по предмету и содержанию обязательства.
4. Авторское право.
5. Право на открытие.
6. Изобретательское право.
7. Наследственное право.
8. Правоспособность иностранцев и лиц без гражданства.
Необходимо отметить положительную роль ГК в развитии гражданского законодательства. Изменения государственного строительства требовали и перестройки правовой системы. Действовавшие нормы устарели, не соответствовали новой экономической и политической обстановке и отставали от развития государства и общества.
Ключевые моменты кодификации: перестраивалась, обновлялась и кодифицировалась вся правовая доктрина и все отрасли права, а не отдельные правовые нормы; своеобразность советского государства исключала возможность использования зарубежной правовой теории и практики, что обусловило необходимость проведения собственных правовых разработок, основой которого было марксистско-ленинское учение о государстве и праве; длительная подготовка кодификации положительно отразилась на качестве вновь создаваемых правовых норм, которых отличала высокая юридическая техника, логичность построения, при их создании учитывались общественно-политические, социальные и другие условия; демократизация государственного управления положительно повлияла на условия кодификации.
Полис как феномен Греческой цивилизации. Органы
управления полиса
Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Народное собрание – верховный орган власти. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное “собрание ужаса и смятения”. Компетенция народ ...
Два центра цивилизации. Пути развития Полиса
Полисы достигли своего расцвета на рубеже VI— V вв. до н. э. К этому времени Греция представляла собой множество отдельных небольших городов-государств, которые то воевали между собой, то заключали союзы. Государство, выраставшее из общины, ею же ограничивалось, т. е. имело довольно узкие рамки. На протяжении всего своего существования ...
Борис Годунов - реформатор России
В период достаточно долгого (1534-1584гг.) правления Ивана Грозного во власть Московского государства с взятием Казани и Астрахани перешло все Поволжье. Это в свою очередь подготовило колонизацию более отдаленных районов Азии и продвижению русских на восток. Принятие царского титула, созыв Земского собора, стремление оживить земскую жиз ...
Разделы