Реформа государственного управления

Материалы » Иван Грозный и его время » Реформа государственного управления

Правительство Избранной рады уделяло большое внимание укреплению государственного аппарата как центрального, так и местного звена. Вплоть до эпохи Ивана Грозного существовало лишь два общегосударственных центральных учреждения: Дворец, ведавший великокняжескими землями, и Казна (Казенный двор) - не только главный финансовый орган, но и государственная канцелярия, в которой трудились дьяки, ведшие разрядные, поместные, ямские, разбойные и другие дела. В 1550-е годы оформляется приказная система. Число приказов - центральных государственных учреждений, выросших из дьяческих "изб", - постоянно растет в связи с усложнением функций управления (к концу XVI века насчитывалось уже до 30 приказов).

Важнейшими учреждениями общегосударственной компетенции являлись Посольский приказ, отвечавший за внешнюю политику России, Разрядный приказ - главное военное ведомство, занимавшееся сбором дворянского ополчения, распределением вооруженных сил по всей территории страны, назначением воевод, и, наконец, Поместный приказ, в функции которого входили учет и описание земель, а также населения, проживавшего в частных владениях. Разбором жалоб и подготовкой решений по ним царской власти занимался Челобитный приказ. Особое учреждение по борьбе с "лихими людьми" представлял Разбойный приказ. Финансовые поступления налогов в государственную казну были главной заботой Приказа Большого прихода. В компетенцию особого Земского приказа входило управление внутренней жизнью и обеспечение общественного порядка в столице.

Появляются также и приказы, ведающие делами отдельных территорий, например, Приказ Казанского дворца - по управлению присоединенным Казанским ханством, из которого позже выделился Сибирский приказ.

Приказные учреждения одновременно являлись и судебными инстанциями в рамках своей сферы деятельности. При Иване Грозном судебные дела дворян входили в компетенцию царской власти. Растет и бюрократический аппарат приказной администрации. Во главе приказа стоял судья, как правило, боярин, окольничий или дьяк, которому подчинялись подьячие и другие канцелярские служащие.

В 1552 году создается Дворовая тетрадь - список членов Государева двора (около 4 тыс. человек) из числа которых назначались высшие должностные лица государства: военачальники, городские воеводы, дипломаты и другие важнейшие "государевы слуги".

Подверглась реформированию и система местного управления. В середине XVI столетия отменяются "кормления", упраздняются должности наместников и волостелей. Властные полномочия и судебные функции на местах переходят в руки назначаемых правительством воевод, а также выборным из детей боярских - губным старостам. В районах, где проживало черносошное (государственное) крестьянство, например, в Поморье на севере России, из его среды выбирали "судеек" и других должностных лиц местной администрации.

Государственно-административные реформы середины XVI в. значительно укрепили центральную власть, вооруженные силы, и систему государственного управления. Но ряд других мер правительства зачастую принимал уродливые формы массовых репрессий, свойственных правлению Ивана IV.

Словенские земли.
Сын и племянник карантанского князя Борута наследовавшие ему после смерти (749г) были крещены при Баварском дворе. Процесс христианизации остального населения проходил в 9в. В 16-начале 17в. словенские земли испытали на себе влияние реформации. Но словенская реформация не была такой острой как немецкая. Главную роль в движении играли у ...

Выводы
В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам; некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы; однако, представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних факторов при недостаточной социально-э ...

Социально-экономическое положение
Родовая аристократия (кидзоку) получала земли, так называемые бенефиции, различные выплаты за службу, при этом пользовались налоговыми и другими льготами, владели домами, храмами, большим количеством рабов. Право на бенефиций было у принцев и высших чиновников 1 – 3 рангов. Чиновники 4 – 5 рангов получали пожизненное жалование (ироку) ш ...