Особенности древнетюркской эпохи. Образование тюркского каганата
Страница 2

Материалы » Тюркский каганат » Особенности древнетюркской эпохи. Образование тюркского каганата

Древнетюркское общество пронизывало социальное и сословное неравенство. "Беки" и "кара будун" (простой народ) - "слушайте хорошенько мою речь", - требует в своей надписи Бильге каган (нач. VIII в). В тюркских письменных памятниках отчетливо выделяется трехступенчатый характер социальной стратификации - каганский род - знатные беки - народ. В этой связи уместно привести следующую тюркскую пословицу: "Иер басуркы таг (опора земли - гора), Бодун басуркы бег", (опора народа - бек). www.geoknow.ru

Во главе древнетюркских государств стояли каганы (ханы), за исключением огузов (у них-ябгу). Всевластный каган руководствовался в политике интересами аристократической верхушки, которая набиралась из представителей господствующего рода. Сыновья и родственники кагана назывались тегинами. При кагане была военная дружина. При крупномасштабных войнах из рядов кочевников-скотоводов набиралось ополчение. Само название Западно-Тюркского государства "он ок эли" (государство десяти стрел) свидетельствует о десятичной системе организации общества. Стрела служила знаком власти. Каждая стрела выставляла один тумен воинов, то есть 10 тыс. Во главе туменов стояли шады с боевым знаменем.

Десятичная система древних тюрков была структурой военно-административного характера, построенной на генеалогической основе, то есть она сочетала родоплеменное и территориальное начало организации общества. В каждую стрелу входило несколько племен.

Структуры древнетюркской общины веками складывались и приспосабливались к целям и задачам военно-кочевого быта. Формирование сословных групп и правящей династии, сакрализация института каганства, новая административная система в виде надплеменных административных единиц в ходе завоевания и освоения новых территорий привела к политической организации, к имперской системе. Каган был выше племенных вождей, он был носителем политической власти, верховной судьей, выполнял функцию военного предводителя. В то же время власть кагана всегда находилась под контролем племенной аристократии и зависела от её устремлений.

Не только кризис тюргешеского государства, но и распад тюркской державы на две части отчасти объясняется социальными причинами. Непрерывные завоевательные войны на время приглушали острые противоречия, возникшие в ходе социальной перестройки тюркского общества. Но неудачи и хозяйственные осложнения быстро меняли обстановку. Так, внутренняя распря в связи со смертью Таспар кагана, произошедшая в самом династийном племени - ашина и страшный голод в степи, когда "вместо хлеба употребляли растертые в порошок кости", привели каганат к острому кризису.

В 582-603 гг. окончательно завершился распад каганата на Восточную (центрально-азиатскую) и Западную (средне-азиатскую) части: между Восточно- и Западно-Тюркскими каганатами всё это время велись изнурительные войны.

Низший слой населения составляли невольники. Их захватывали во время войн и набегов. Женщин и девушек источники упоминают как главную военную добычу. Они шли в качестве контрибуции, их отнимали у подвластных племён. В условиях патриархального хозяйства кочевников благосостояние семьи зависело не только от количества скота, но и в не меньше мере, от возможности своевременно и полностью переработать продукцию животноводства. Этим были заняты женщины. Поэтому захват женщин был первостепенным делом в набегах.

В социальной терминологии древних тюрков встречается термин "таг". М. Кашгарский говорил даже о наличии пословицы: "без тата нет тюрка". Каждый бек или тархан имел своих тагов, то есть зависимых от него людей. Некоторые материалы позволяют констатировать их положение как служивого населения, как определенную социальную прослойку в структуре раннеклассового общества. В отличие от рабов (кул-кун), таты были включены в общественную жизнь, им доверялись серьёзные задания и т.д.

В социальном плане государство состояло из привилегированных родов, рядового населения и данников. Если кочевым племенам, вошедшим в империю, удавалось войти и в генеалогическую структуру, занять равное положение со всеми, то оседло-земледельческое население до конца подвергалось эксплуатации.

Этнополитическая история. Начало этногенеза тюрков восходит к древним турам, политогенез же больше связан с гуннами. Согласно генеалогической легенде первопредком тюрков был десятилетний мальчик, единственный уцелевший при истреблении народа. Его выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой. Потомки десяти сыновей волчицы, получив тотемное имя Ашина (шона-волк), впоследствии объединили все местные племена и дали им имя тюрк.

Другая легенда повествует о следующем: "Естественное положение Алтайских гор походит на шлем - на монгольском - тукюе - наименование - Дом. Ещё говорят, что предки тукюесского Дома происходят из владетельного Дома Со, обитавшего от хуннов на север.

Страницы: 1 2 3

«Перестройка»: ее цели и результаты. Осуществление перестройки
Поиск путей перехода к новым экономическим отношениям, начавшийся во второй половине 1980-х годов, был связан с политикой избранного в марте 1985г. нового генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Первоначально с 1985г. формирование концепции и определение направлений реформы шли в лучших традициях социализма – «рыскающим» путем, ...

Н.И. Костомаров об обычаях русского народа
Начинает свой очерк Костомаров с рассказов о том, где и как жили наши предки. ”Жилые местности в старой России были: город, пригород, посад, слобода, погост, село, сельцо, деревня, починок” [Очерк, 112]. Он объясняет характерны отличия каждого из этих населенных пунктов, происхождение их названий. Он пишет о том, что возведение городов ...

Легенды и традиции
Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками пришли с севера «из места» называемого Ацтлан, и принадлежали к последнему из семи науатлаков (nahuatlaca, »говорящие на науатле», от слова «tlaca», означающего «человек»). По легенде, Ацтеков вел бог Уицилопочтли, что означает «колибри левой стороны». Общеизвестна ...