Особенности древнетюркской эпохи. Образование тюркского каганата
Древнетюркское общество пронизывало социальное и сословное неравенство. "Беки" и "кара будун" (простой народ) - "слушайте хорошенько мою речь", - требует в своей надписи Бильге каган (нач. VIII в). В тюркских письменных памятниках отчетливо выделяется трехступенчатый характер социальной стратификации - каганский род - знатные беки - народ. В этой связи уместно привести следующую тюркскую пословицу: "Иер басуркы таг (опора земли - гора), Бодун басуркы бег", (опора народа - бек).
Во главе древнетюркских государств стояли каганы (ханы), за исключением огузов (у них-ябгу). Всевластный каган руководствовался в политике интересами аристократической верхушки, которая набиралась из представителей господствующего рода. Сыновья и родственники кагана назывались тегинами. При кагане была военная дружина. При крупномасштабных войнах из рядов кочевников-скотоводов набиралось ополчение. Само название Западно-Тюркского государства "он ок эли" (государство десяти стрел) свидетельствует о десятичной системе организации общества. Стрела служила знаком власти. Каждая стрела выставляла один тумен воинов, то есть 10 тыс. Во главе туменов стояли шады с боевым знаменем.
Десятичная система древних тюрков была структурой военно-административного характера, построенной на генеалогической основе, то есть она сочетала родоплеменное и территориальное начало организации общества. В каждую стрелу входило несколько племен.
Структуры древнетюркской общины веками складывались и приспосабливались к целям и задачам военно-кочевого быта. Формирование сословных групп и правящей династии, сакрализация института каганства, новая административная система в виде надплеменных административных единиц в ходе завоевания и освоения новых территорий привела к политической организации, к имперской системе. Каган был выше племенных вождей, он был носителем политической власти, верховной судьей, выполнял функцию военного предводителя. В то же время власть кагана всегда находилась под контролем племенной аристократии и зависела от её устремлений.
Не только кризис тюргешеского государства, но и распад тюркской державы на две части отчасти объясняется социальными причинами. Непрерывные завоевательные войны на время приглушали острые противоречия, возникшие в ходе социальной перестройки тюркского общества. Но неудачи и хозяйственные осложнения быстро меняли обстановку. Так, внутренняя распря в связи со смертью Таспар кагана, произошедшая в самом династийном племени - ашина и страшный голод в степи, когда "вместо хлеба употребляли растертые в порошок кости", привели каганат к острому кризису.
В 582-603 гг. окончательно завершился распад каганата на Восточную (центрально-азиатскую) и Западную (средне-азиатскую) части: между Восточно- и Западно-Тюркскими каганатами всё это время велись изнурительные войны.
Низший слой населения составляли невольники. Их захватывали во время войн и набегов. Женщин и девушек источники упоминают как главную военную добычу. Они шли в качестве контрибуции, их отнимали у подвластных племён. В условиях патриархального хозяйства кочевников благосостояние семьи зависело не только от количества скота, но и в не меньше мере, от возможности своевременно и полностью переработать продукцию животноводства. Этим были заняты женщины. Поэтому захват женщин был первостепенным делом в набегах.
В социальной терминологии древних тюрков встречается термин "таг". М. Кашгарский говорил даже о наличии пословицы: "без тата нет тюрка". Каждый бек или тархан имел своих тагов, то есть зависимых от него людей. Некоторые материалы позволяют констатировать их положение как служивого населения, как определенную социальную прослойку в структуре раннеклассового общества. В отличие от рабов (кул-кун), таты были включены в общественную жизнь, им доверялись серьёзные задания и т.д.
В социальном плане государство состояло из привилегированных родов, рядового населения и данников. Если кочевым племенам, вошедшим в империю, удавалось войти и в генеалогическую структуру, занять равное положение со всеми, то оседло-земледельческое население до конца подвергалось эксплуатации.
Этнополитическая история. Начало этногенеза тюрков восходит к древним турам, политогенез же больше связан с гуннами. Согласно генеалогической легенде первопредком тюрков был десятилетний мальчик, единственный уцелевший при истреблении народа. Его выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой. Потомки десяти сыновей волчицы, получив тотемное имя Ашина (шона-волк), впоследствии объединили все местные племена и дали им имя тюрк.
Другая легенда повествует о следующем: "Естественное положение Алтайских гор походит на шлем - на монгольском - тукюе - наименование - Дом. Ещё говорят, что предки тукюесского Дома происходят из владетельного Дома Со, обитавшего от хуннов на север.
Экономическое развитие Тевтонского Ордена
Вместе с рыцарями на прусские земли пришли купцы, ремесленники, крестьяне. Крестьяне селились на месте старых прусских деревень или основывали новые – переселяться сюда было выгодно, поскольку до XVстолетия они оставались лично свободными. Однако поземельная зависимость оставалась, поскольку на территорию Ордена рыцари принесли феодализ ...
Крещение Руси
Тысячелетие язычество неторопливо отступало под настойчивым натиском православного духовенства. Деревня по существу стала христианской едва ли ранее XIII в., а пережитки языческих трупосожжений, в виде огромных костров над могилой, дожили кое-где до конца XIX в.
Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в хрис ...
Деятельность партизанского движения с ноября 1942 по конец 1943 года
Указанный период движения Сопротивления был временем его наибольшего развития на территории СССР и, в частности, на Украине. Этот период отмечен увеличением количества действующих партизанских формирований, ростом их численности и превращение этого вида борьбы в фактор оперативно-стратегического значения. В это время были проведены широ ...
Разделы