Особенности древнетюркской эпохи. Образование тюркского каганата
Страница 1

Материалы » Тюркский каганат » Особенности древнетюркской эпохи. Образование тюркского каганата

Как крупное объединение, тюрки стали известны ещё в конце V века. Первоначальное ядро этого народа - союз десяти племён (он ок будун), сформировалось из осколков гуннских племён, переселенных в Алтайские горы государством Жуань-Жуаней. Позднее государство, созданное этими племенами, стало называться "Тюрк эль". Существует также мнение о том, что термин первоначально имел социальное значение. И происходил от слова "тюркун", означавшего "военная знать".

Тюркские племена на просторах Центральной Азии создали десяток государств - Каганат кок тюрков, Восточно-тюркский каганат, Западно-тюркский, Тюргешеский, Уйгурский каганаты, государства енисейских кыргызов, карлуков, кимаков, караханидов, каракиданей, огузов и, наконец, кыпчаков. Смена на историческом фоне одних названий другими вовсе не обозначала исчезновения первых. Они, уступая первенство, входили в состав победителей или же под другими названиями создавали новые объединения.

В связи с выходом на широкую международную арену древнетюркское государство возвращается к традиционным символам политической власти. В основу государственной идеологии была заложена идея туранизма. Вероятно, свою роль сыграли племена, связанные со степными районами Казахстана и Средней Азии. Импульсы, дошедшие до центральных степных районов Казахстана, актуализировали реанимацию идеи туранизма. Возможными носителями этой идеи, мы предполагаем, были племена, входящие в группу Алаша и связанные с древней историей Турана, о которых в виде отголосков сохранились различные легенды в этот период предания о динлинах, о пегих лошадях, о народе бома и т.д. /.

О реанимации не только идеи великого туранизма, но и восстановление имени священной, культовой фигуры Алаша хана, как первого хана кочевых тюрко-монгольских племён и родоначальника ханских династий также связано с временем усиления тюрков на востоке. К. Халид, исходя из древнейших исторических преданий казахов и других народов Центрально-Азиатских регионов, возвращение культа Алаша хана связывает с началом возвышения тюрков - карлуков в Караханидское время.

Хотя этногенез тюрков больше связан с Центральной Азией, этот огромный регион не был изолирован от соседних цивилизаций. В момент своего могущества территория каганта простиралась от Манчжурии до Керченского пролива, от верховьев Енисея до верховьев Амударьи. Как создатели первой евразийской империи, тюрки оказали огромное влияние на судьбы народов субконтинента.

Хозяйство. В хозяйственном плане древнетюркский период представляет единую систему, состоящую из двух неравноценных сфер кочевого и полукочевого скотоводства и осёдло-земледельческого типа хозяйства в перифериях Великой степи. Доминирующая часть социально-политического организма тюркских государств вела кочевой образ жизни и использовала горда и оазисное население как необходимое дополнение. Государство не могло состояться без городов - без политического центра, без торговли и ремесленного слоя населения городов, обеспечивавших нужды кочевников и составляющих основной класс налогоплательщиков.

В хозяйственно-культурной системе Великой степи Мавераннахр занимал особое место как у тюрков, так и у их предшественников и последователей. Прежде всего, присырдарьинская территория имеет стратегическое значение в плане обеспечения кочевого населения Великой степи необходимым количеством земледельческой и ремесленной продукции. Контроль над трансконтинентальными путями давал кочевникам также огромные выгоды как в экономическом, так и в политическом отношениях. Из территории Мавераннахра готовились глобальные миграции в глубинные районы Востока. Можно сказать, что территория южнее Сырдарьи вынашивает плод миграционной активности, зачатой кочевниками еще в просторах Великой степи.

Обретя определенную структуру и подкрепленные жизнеутверждающей энергией, мигранты шли на завоевание центров оседлых цивилизаций. В этом плане Мавераннахр являлся своеобразным плацдармом Великой степи.

Город и степь в той или иной мере дополняли друг друга и этот симбиоз создавал государство. Для тружеников города необходимы были защита неспокойствие, что могли гарантировать им воинственные покровители - кочевые племена.

Социальная организация. Сравнения социальной природы тюркских обществ демонстрируют не только их принципиальную однотипность, но и сходство многих форм социальной организации, общественных институтов и культурных элементов. Это сходство иногда доходит до полного тождества. Имеющиеся различия связаны с различными источниками внешнего воздействия (создание империи). В целом можно их охарактеризовать как раннесредневековые, где государственные институты основаны на даннической эксплуатации земледельческого населения кочевниками.

Страницы: 1 2 3

Третий период развития политико–правовой мысли Древней Греции (IV – II вв. до н. э.)
Это период эллинизма, начало заката древнегреческой государственности. Греческие полисы попали под власть Македонии, а затем – Рима. Кризис греческой государственности вызвал пессимистические настроения, характерные для мышления Эпикура (341–270 гг. до н. э.). Он призывал к политической пассивности, утверждая, что наиболее разумным дл ...

Значение хрущевского десятилетия
С каждым днём имя Н.С.Хрущёва исчезало из советской общест­венной жизни, осужденное на политическую смерть. Жил он в изоля­ции на даче. Необходимо заметить, что ни одно из политических те­чений его не поддержало. Причина этому была очень глубо­кой. Н.С.Хрущёв подорвал официальный монополизм, обострив антагонизм между разными политически ...

Что же поведал Платон?
Нет предела выдумкам энтузиастов. Причина околонаучной путаницы понятна. Рассказы Платона об Атлантиде содержат около тысячи строк; диалог Критий обрывается буквально на полуслове. «Большая часть диалога «Критий» либо утеряна, либо недописана самим Платоном, причем эта часть являлась бы самой интересной», - отмечала известный советский ...