Для начала, с нашей точки зрения, необходимо охарактеризовать религию древних славян, «корни которой на протяжении столетий не могло выкорчевать христианство и в конечном итоге, вынужденно было пойти на уступки» [Мавродин В.В. 1945].
Язычество славян включало в себя магию, анимизм, фетишизм, тотемизм, культ мёртвых - «навий» четырёх стадий (I - упыри и берегини, II - рожаницы, III - род, IV - домовые), отражающие период матриархата, патриархата и земледельческий культ, связанный с силами природы, земли и неба. Помимо рядовых божеств у древних славян существовали и главные боги. Это, прежде всего Сварог, - древний, и возможно главный бог, функции которого со временем перешли к специализированным божествам. Источником всего благополучия выступает бог солнца Даждьбог, он же Хорос, и, быть может, Ярило. Перун являлся богом грома и молнии, богом ветра выступает Стрибог. Волос, скотий бог и одновременно покровитель торговли. А так же загадочные Симаргл, Мокошь, Переплут, Дый, Троян.
Следует подчеркнуть многоплемённый характер древнерусской языческой религии. Наличие различных названий для бога солнца, говорит о том, что племена по-своему называли бога солнца и, возможно по-своему поклонялись ему. Кроме того, были и другие многочисленные боги, разнообразные по происхождению и функциям, игравшие в языческой религии далеко не первую роль.
Язычество на Руси не имело специальных служителей и жрецов, а были только волхвы, чьё религиозное и общественное служение состояло в прорицании будущего и практиковании различного рода сверхъестественных явлений. [Голубинский Е.Е. 1997]
Разумеется, такая пёстрая и многослойная религия не могла отвечать потребностям быстро развивающегося классового общества и государства.
Всё это и заставило Владимира приняться за религиозную реформу. Она проходила в два этапа. Первый являлся ни чем иным как модернизацией самой языческой религии. Прежде всего, Владимир превращает культ Перуна, бога грома и молнии, покровителя дружины в культ всей земли русской, а также из всей массы богов выделяет пять наиболее главных: Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симарьгла и Мокошь. так был создан пантеон богов Владимира в Киеве. То, что Владимир превращает свой княжеско-дружинный культ, культ Рюриковичей, в религию всей русской земли, напрямую указывает на изменения, произошедшие в государственном строе - установление единой прочной, могущественной княжеской власти.
Есть одна особенность языческой реформы Владимира - она была национальной, в той мере, в которой этот термин может быть применён по отношению к древней Руси. Она не ставила Русь в какую-либо зависимость от другой страны. Для системы религиозных преобразований, отражающих изменения во внутренней жизни страны, было бы достаточно трансформировать языческую религию. Но для укрепления международного положения Руси было необходимо более решительное преобразование и включение Руси в религиозную систему одного из центров тогдашнего цивилизованного мира. При сохранении языческой религии вообще, а с ней вместе языческого многобожия, трудно было добиться распространения культа того пантеона, который создал Владимир. Нужны были решительные меры по искоренению язычества, так как только таким путём можно было добиться религиозного единообразия. [Мавродин В.В. 1945]
Кроме того, В.И. Петрушко отмечает, языческий культ - страшное сатанистское по своей сути явление, при Владимире приобрело ещё более свирепый характер: помимо ужасающих варварских ритуалов стали применяться доселе почти неизвестные славянам человеческие жертвоприношения. Так после победы над ятвягами были убиты Феодор и Иоанн, два варяга-христианина, которые стали первыми мучениками веры на Руси.
В то время русские считали себя вполне принадлежащими к семейству европейских народов. Но все европейские народы, за исключением венгров и русских, были уже христианами и начали жить новой государственной жизнью, которая решительно отдалила их от языческих народов, как особый нравственный мир. [Голубинский Е.Е. 1997]
Русь, выйдя на просторы мировой истории, не могла уже оставаться языческой державой; она должна была примкнуть к одному из трёх центров цивилизованного мира того времени. Нужны были новые представления о мире, мироздании, о морали, этике, праве и.т.д., соответствующие изменениям, господствующим в стране.
Чечня в период гражданской войны 1910-1920 г.
После победы Февральской революции в Грозном был создан орган Временного правительства — Гражданский комитет, а на следующий день в городе был образован Грозненский совет рабочих, солдатских и казачьих депутатов[1].
11 августа 1918 год войска терских белоказаков численностью до 12 тыс. человек под командованием меньшевика Г.Бичерахова ...
Выводы
Главным недостатком реформы 1861 г. было укрепление общины, что вызвало необходимость дальнейшего реформирования в аграрной сфере. Крестьяне были недовольны малоземельем, чересполосицей, налоговым гнетом, ограничением их личной свободы общинными отношениями. На волне недовольства крестьян сформировалось движение "Народная воля" ...
Реформа 1775 г. и ее роль в развитии сословного законодательства
Манифест 7 ноября 1775 г., которым сопровождалось обнародование «Учреждения», указывал следующие недостатки существующего областного управления: во-первых, губернии представляли слишком обширные административные округа; во-вторых, эти округа снабжены были слишком недостаточным количеством учреждений со скудным личным составом; в-третьих ...
Разделы