Методика как отрасль.
Страница 1

Материалы » Обучение истории » Методика как отрасль.

Таким образом, методика имеет самопедагогической стоятельный

обьект и учения — про науки. Обучение истории; раскрывает его объективно действующие закономерности (связи и от ношения между составляющими его компонентами), использует методы научного исследования, применяет раскрытые закономерности к практическому усовершенствованию процесса. Поэтому мы вправе рассматривать методику обучения истории как науку или как отрасль науки.

Многосторонность процесса, изучаемого методикой, сближает ее с рядом наук.

Методику обучения истории относят иногда к наукам историческим. Она органически связана с историей так же, как и методики обучения другим учебным предметам — с соответствующими

науками. Методологической

основой исторической науки и истории как учебною предмет; является исторический материализм. Школьное обучение истории не только черпает в исторической науке свое содержание, т. е. научно проверенные и проанализированные факты и научные обобщения, но в ряде случаев ведет познание учащихся теми же путями, какими идет историческое исследование: от изучения исторических источников — к установлению фактов, от исторических фактов — к обобщениям, от обобщений — к познанию новых фактов (см. гл. 2, § 1 и 2).

Вместе с тем историческая наука и методика обучения истории имеют различные по своему характеру объекты и (учения, различные задачи и методы исследования.

Историческая наука изучает процесс развития человече-(кого общества с целью раскрытия объективно действующих законов, знание которых позволяет лучше понять прошлое и настоящее и предвидеть будущее. Эта наука имеет дело со всей совокупностью исторических источников и почерпнутых из них знаний.

Методика изучает процесс обучения истории с целью раскрытия в нем закономерностей образования, воспитания и развития учащихся, повышения его педагогической эффективности. Исторические источники, факты и обобщения она изучает с точки зрения того, на работе с какими из них могут быть наиболее действенно в образовательном и воспитательном отношении раскрыты основы исторической науки. Методика обучения использует некоторые методы исторической науки не для новых открытий в области истории, а для лучшего усвоения учащимися знаний и их ознакомления с самими методами исторической науки, т. е. в целях педагогических.

Таким образом, методику обучения истории, имеющую различные с исторической наукой объекты, задачи и методы исследования, нельзя считать наукой исторической.

Изучение методикой учебной деятельности школьников тесно связывает ее с психологией. Методологической основой психологии, так же как и методики обучения, является марксистско-ленинская теория познания. Развитие советской психологии создало условия для научного исследования процессов обучения истории и других предметов школьного преподавания. Методика, изучая процесс учения, опирается на законы, раскрытые психологией, а также частично заимствует у нее методы исследования психической деятельности школьников.

Вместе с тем у психологии и у методики разные задачи, а объекты, ими изучаемые, совпадают лишь частично. Методика изучает психическую деятельность школьников в той мере, в какой она связана с усвоением ими исторического материала. Исследует методика не общие законы психической деятельности, как это делает психология, а закономерные связи содержания, приемов обучения истории с достигаемыми через психическую деятельность результатами.

Процесс, изучаемый методикой,— педагогический (обучение учебному предмету), конечные цели изучения — педагогические (достижение возможно лучших педагогических результатов), исследуемые закономерности — педагогические (зависимости результатов обучения от содержания и приемов обучения), методы исследования — педагогические (психолого-педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение), показатели результатов исследования — педагогические (достигнутые результаты в образовании, воспитании и развитии учащихся). Таким образом, методика обучения истории, как и другие методики, относится к наукам педагогическим.

Педагогические науки изучают процесс коммунистического воспитания в целом, охватывая все стороны образовательно-воспитательной работы, начиная с раннего детства человека. Одна из важнейших частей педагогической науки — дидактика. «Важнейшей задачей советской дидактики и является научное обоснование содержания образования, методов и организационных форм обучения, создание теории образования и обучения молодых поколений в условиях строительства коммунизма».

Методика исследует процесс обучения применительно к одному учебному предмету, и в силу этого она может конкретнее раскрыть закономерные связи и отношения между компонентами учебного процесса, определить на этой основе цели, содержание, формы, методы, приемы обучения и требования к оборудованию процесса. Исследования дидактические и методические взаимно помогают, дополняют и обогащают друг друга. Таким образом, методику обучения истории в советской школе мы можем определить как отрасль педагогической науки, изучающую процесс обучения предмету с целью использования закономерностей этого процесса для дальнейшего усовершенствования образования, воспитания и развития подрастающего поколения в условиях строительства коммунистического общества.

Страницы: 1 2

Судебники 1497 г. и 1550 г., Соборное Уложение 1649 г.. Высшие органы власти и управления
Процесс формирования сословного слоя феодального общества Руси начался с конца XVI в. со времен Киевской Руси и завершился к концу XVII в. Сословия – это большие социальные группы (или слои населения), которые отличаются друг от друга совокупностью прав и обязанностей (владение землей, передача имущества по наследству, обязанности по уп ...

Империя
Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически; это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля в ...

Крестьянский мир
Внутренняя жизнь крестьянской общины определялась решениями сельских и волостных сходов. Участниками схода могли быть все крестьяне мужского пола «совершенного возраста». Каждый участник мирского совета имел право высказать свое мнение; решение принималось большинством голосов. Особым авторитетом пользовались «старики» - люди, старшие п ...