1902 год.
8-го и 9-го июня большой университетский город Казань представлял из себя картину ужасного пожарища. Почти двое суток город стоял в дыму и пламени, словно в день осады его Иоанном Грозным. Нынче погибла почти вся татарская часть этого русско-татарского города.
В дни, предшествовавшие катастрофе, в Казани стояла тропическая жара, доходившая до 25° в тени: деревянные строения обречённых на гибель улиц накалились на солнце и представляли собою превосходный горючий материал. Первый пожар – 8-го июня, уничтожил огромный район в 12 кварталов, в так называемой части города.
На другой день, во 2-ом часу дня, поднялся столб дыма над Плетенями – обширным городским районом, примыкающим к озеру Кабану. Ураган, свирепствовавший сутки тому назад, теперь ещё более того усилился и стал размётывать огонь из одной стороны в другую.
Пожар начался в Малой Мещанской улице с деревянного домика Арского мещанина Ибрагима Баязитова недалеко от Айтугановской мечети. Благодаря чрезвычайной скученности построек, Бог весть, в силу каких льгот допустимой для Казани, огонь легко побежал с крыши на крышу, дошёл до Евангелистовской площади. Затем вихрь изменил направление и погнал пламя к Ново-Татарской слободе за городом. Когда выгорели городские здания в этом месте, и огонь дошёл до поля, то загорелся навоз в поле. Вслед за тем ветер подул опять в другую сторону – к Кабану и стал уничтожать другие улицы. Теперь площадь пожара была больше, вихрь сильнее, и зрелище бедствия было гораздо ужаснее, чем накануне, а результаты его гораздо печальнее.
От пыли, поднятой ураганом, и от дыма над городом висела такая тьма, что в середине дня было темно, словно в сумерки. Крики и стоны людей, скрип возов, треск пламени – всё это сливалось в какую-то дикую какофонию. Можно было ясно представить, что на Казань напали полчища врагов, что опять пришли времена Пугачёвщины! Такое ужасное настроение, такая паника и полная потеря душевного равновесия царила в толпе.
Этот второй пожар уничтожил более 200 домов. Выгорели улицы: Екатерининская (от Евангелистовской площади до церкви Екатерины), обе Мещанские, Захарьевская около Апанаевской мечети, которая осталась, однако же, цела, и пр. мечеть же Айтуганова, близ которой начался пожар, сгорела. Мечеть Казаковская на Евангелистовской площади осталась цела, хотя кругом её всё сгорело, а на дворе её был огромный костёр горевших дров. Но зайдя со стороны Мещанской, в каменную мечеть, вы уже видите, что внутри её бушует пламя. Церкви Екатерининскую и 4-х евангелистов отстояли. Обгорели и упали все телеграфные, электрические и столбы трамвая.
Пылавшие головяшки относило верхом на далёкое пространство: перелетая, Кабан, они достигали Ново-Горшёчной улицы, а некоторые несло и бросало на крыши домов конца Рыбнорядской улицы.
Огонь дошёл до инородческой семинарии на Кабане, но здание это удалось отстоять (пострадала церковь при ней), благодаря присланной с Порохового сильной паровой машины с 4 рукавами, из которых струя била не менее как на 20 сажен. Несколько машин было прислано Рамом. Работала и машина с завода Крестовникова, а также с этого завода по Екатерининской улицы до Екатерининской церкви был проведён рукав.
От таких больших каменных домов, как, например, Шамиль, Сабитова остались только стены. Вся сгорела Юнусовская площадь и около неё дома Алкина и другие. Не уцелела даже водопроводная будка, стоявшая посреди площади.
Сгорела дотла со всем её имуществом Татарская учительская школа и надворное строение, которое занимал инспектор школы М.Н. Пинегин, цензор местных газет, оставшийся в том, в чём успел спастись. Сгорели медресе Арсаева и Апанаевская школа на Набережной Кабана. Тихо догорали каменные, громадные дома на Екатерининской и Захарьевской. Очень пострадал купец-кожевенник Зальм. Много товара погорело и у купца Бурнаева, хотя он много кож и успел спасти.
Большой дом Юнусовых на площади уцелел, но ограда площади перед домом в некоторых местах сгорела; во дворе дома службы пылали. Особенно сильный жар давал каменный сарай, как говорят, служивший складом для овса. Со стороны сада журчала какая-то жиденькая струя воды – это из пожарного рукава лили воду в сарай.
К 2 часам ночи стало стихать. Только вырывались клубы дыма на Захарьевской улице из горевших огромных складов сырья Зальма.
Всех погорело 11 кварталов. В них сгорело 211 домов. Если прибавить 95 домов накануне, то составится цифра в 306 домов за 2 дня. (это усадеб, а не домов: их гораздо больше). Тысячи семей остались без крова и без имущества.
В настоящее время погоревшая часть города представляет в высшей степени печальное зрелище: вместо улиц теперь раскинулись целые площади, заваленные мусором, искривлёнными железными листами с крыш, грудами угля и пепла. То здесь, то там стоят обгорелые столбы и обожжённые печки. Закопченные брандмауэры одиноко высятся над ними. Обгоревшие, словно обнажённые, каменные дома с сияющими отверстиями окон мрачно стоят среди развалин. А от огромного количества деревянных хибарок не осталось совсем никакого следа: огонь слизнул их без остатка.
Корейская культура раннего средневековья
В период трех государств развивалась культура, послужившая основой для общекорейской средневековой культуры. В идеологии тога времени сохранились остатки первобытных верований и представлений — поклонение природным стихиям, духам предков и т. п. Однако с проникновением конфуцианства и утверждением буддизма как официальной религии на раз ...
Установление принципата августа
С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных людей. С развитием рабовладельческого строя и ...
Культура Норвегии
Политический упадок Норвегии отразился, как уже отмечалось, и на ее культуре. Если в Дании и Швеции первые университеты были основаны еще в конце XV в., то в Норвегии это случилось лишь в XIX в. (правда, состоятельная норвежская молодежь имела возможность учиться в Дании). Живопись продолжала носить преимущественно церковный характер. В ...
Разделы