Фактическое упразднение патерналистской роли дворян по отношению к крестьянству после реформ составляло главную заботу традиционалистов, и большая часть их энергии была направлена на поиск путей восстановления роли дворянства в деревенской жизни. В связи с этим была выдвинута идея нового типа чиновника, назначаемого из числа местных дворян, который осуществлял бы попечительство по отношению к крестьянству. Но вместо этого Государственный совет принял закон о создании института уездных начальников, в ведении которых находились бы все население уездов, без различия сословий. Это не удовлетворило традиционалистов. Земских начальников назначали губернаторы и губернские предводители дворянства, многие из которых, по мнению сословников, были либералами. Мысль о всесословности в России казалась им неприемлемой. Контрреформы 1889-1890 гг. не улучшили ситуацию по ряду причин: быстро уменьшалось число помещиков, имеющих право и желание служить, земский начальник был больше чиновником, чем землевладельцем, и даже реформированное земство не стало привлекательным для традиционно ориентированных помещиков. Но проблема была еще глубже: корпоративные учреждения самого дворянства также вызывали глубокую озабоченность сословников.
За время, прошедшее после реформ, демографическая база губернских дворянских обществ и их влияние резко сузились. Это привело к росту равнодушия, которое, в общем-то, всегда отличало отношение дворянства к своим корпоративным учреждениям. Дворянским собраниям было особенно трудно заинтересовать своих членов в своей деятельности после того, как они утратили роль поставщика местных кадров для государства и право ходатайствовать перед правительством по важным для сельского общества общим вопросам в целом. Дворяне требовали права обращаться к императору по любым вопросам. Закон Особого совещания по делам дворянства 1902 г. утвердил это право. Более того, этот закон наделил общества статусом юридических лиц и расширил полномочия Собрания предводителей и депутатов дворянства. Но результаты структурной реформы не имели никакого практического значения.
1 января 1902 г. Император указом распустил Особое совещание. Законодательные меры совещания не удовлетворяли интересам сословников. Они не могли замедлить превращение России в общество равных в правовом отношении граждан. К концу столетия первое сословие утратило свою целостность и единство. Его место в сельской жизни занимал отчетливо понимающий свои интересы класс крупных и средних землевладельцев. И революция 1905 г. усилила этот процесс.
Россия в годы «смуты»
В Польше «объявился» первый самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия. По версии, выдвинутой правительством, им был галицкий дворянин Ю. Б. Отрепьев, в монашестве «инок Григорий», связанный с боярами Романовыми. Он в 1602 году бежал в Литву, где получил поддержку некоторых литовских магнатов, а затем и короля Сигизмунда III.
...
Последствия русско-японской войны
В 1898 году российский император обратился к правительствам Европы с предложениями подписать соглашения о сохранении всеобщего мира и установлении пределов постоянного роста вооружений. В 1899 и 1907 годах состоялись Гаагские конференции мира. По его инициативе и при его поддержке в 1899 году прошла первая Всемирная Конференция мира для ...
Другие города России
Антиохийский патриарх, путешествуя по русской земле, пробыл в Коломне шесть месяцев. Такая задержка была вызвана свирепствовавшей в то время в столице моровой язвой.
Павлу Алепскому удалось подробно описать город. В своей книге особенное внимание архидиакон уделил Коломенскому кремлю. Восхищаясь мощью и красотой укреплений, он повеству ...



Разделы