Напрасные старания: попытки вернуть дворянам руководящую роль в обществе.

Материалы » Миф о русском дворянстве » Напрасные старания: попытки вернуть дворянам руководящую роль в обществе.

Фактическое упразднение патерналистской роли дворян по отношению к крестьянству после реформ составляло главную заботу традиционалистов, и большая часть их энергии была направлена на поиск путей восстановления роли дворянства в деревенской жизни. В связи с этим была выдвинута идея нового типа чиновника, назначаемого из числа местных дворян, который осуществлял бы попечительство по отношению к крестьянству. Но вместо этого Государственный совет принял закон о создании института уездных начальников, в ведении которых находились бы все население уездов, без различия сословий. Это не удовлетворило традиционалистов. Земских начальников назначали губернаторы и губернские предводители дворянства, многие из которых, по мнению сословников, были либералами. Мысль о всесословности в России казалась им неприемлемой. Контрреформы 1889-1890 гг. не улучшили ситуацию по ряду причин: быстро уменьшалось число помещиков, имеющих право и желание служить, земский начальник был больше чиновником, чем землевладельцем, и даже реформированное земство не стало привлекательным для традиционно ориентированных помещиков. Но проблема была еще глубже: корпоративные учреждения самого дворянства также вызывали глубокую озабоченность сословников.

За время, прошедшее после реформ, демографическая база губернских дворянских обществ и их влияние резко сузились. Это привело к росту равнодушия, которое, в общем-то, всегда отличало отношение дворянства к своим корпоративным учреждениям. Дворянским собраниям было особенно трудно заинтересовать своих членов в своей деятельности после того, как они утратили роль поставщика местных кадров для государства и право ходатайствовать перед правительством по важным для сельского общества общим вопросам в целом. Дворяне требовали права обращаться к императору по любым вопросам. Закон Особого совещания по делам дворянства 1902 г. утвердил это право. Более того, этот закон наделил общества статусом юридических лиц и расширил полномочия Собрания предводителей и депутатов дворянства. Но результаты структурной реформы не имели никакого практического значения.

1 января 1902 г. Император указом распустил Особое совещание. Законодательные меры совещания не удовлетворяли интересам сословников. Они не могли замедлить превращение России в общество равных в правовом отношении граждан. К концу столетия первое сословие утратило свою целостность и единство. Его место в сельской жизни занимал отчетливо понимающий свои интересы класс крупных и средних землевладельцев. И революция 1905 г. усилила этот процесс.

Алаш Орда
Алаш-Орда — центральный орган власти «Алашской автономии» (декабрь 1917 — март 1920), созданной на территории нынешнего Казахстана, также обиходное название её правительства. Инициирован членами партии «Алаш» и учрежден Общекиргизским (общеказахским) съездом в Оренбурге 5-13 декабря 1917 года. Ликвидирован большевистским Военно-Революци ...

Столыпинская аграрная реформа
19 мая 1906 года 104 депутата Трудовой группы выдвинули проект земельной реформы, содержание которого сводилось к конфискации помещичьих земель и национализации всей земли. В этот момент и произошло назначения П.А. Столыпина министром внутренних дел. Министерство внутренних дел определяло в первую очередь внутреннюю политику правительст ...

Пути изучения и работы по его усовершенствованию.
Исследование требует выяснения влияния каждого из компонентов на результаты обучения Основное в этом - сопоставление друг с другом нескольких процессов, в которых одни компоненты являются сходными, а другие — различными. Если в одних случаях достигаются лучшие результаты обучения, а в других — худшие, то причины второго нужно искать в д ...