Ивана IV (Грозного) называют первым из московских царей, почувствовавших себя помазанником Божьим.
"Он сам для себя стал святыней и в помыслах своих создал целое богословие политического самообожания в виде ученой теории своей царской власти". [19]
Однако существуют противоречивые суждения о его роли в политической судьбе государства. Одно из них: Иван IV не сумел решить практические задачи государственной жизни; без практической разработки его теория верховной власти превратилась в карму личного самовластия. Так, в молодости, начав править государством, царь вел смелую внешнюю и внутреннюю политику, целью которой было с одной стороны - добиться торговых отношений с Западной Европой, выхода к Балтийскому морю, а с другой - привести в порядок законодательство и устроить областное управление, создать местные земские миры и призвать их к участию в деятельности центральной власти. Земский собор, впервые созванный в 1550 г., должен был укрепить в умах идею земского царя взамен удельного вотчинника. Политическое противоречие между царем и администрацией (уже упомянутое) нужно было сглаживать благоразумной политикой, но Иван Грозный "хотел разом разрубить вопрос, обострив само противоречие. <…> Усвоив себе чрезвычайно исключительную и нетерпеливую, чисто отвлеченную идею верховной власти, он решил, что не может править государством, как правили его отец и дед, при содействии бояр, но как иначе он должен править, этого он и сам не мог уяснить себе". [20]
Политический вопрос о порядке он превратил в бесцельную неразборчивую резню, опричниной внес в общество смуту, а самоубийством подготовил гибель своей династии. Успешно начатые реформы расстроились, остались незавершенными. "Жизнь Московского государя и без Ивана устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него это устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены". [21] Так Карамзин поставил царствование Ивана Грозного - одно из прекраснейших поначалу - близким к монгольскому игу и бедствиям удельного времени по конечным его результатам.
Ивана IV рисуют также и с чертами идеализации, как передовую, исполненную веком личность (Кавелин). Но чаще всего и сама его личность, и политические действия оцениваются как противоречивые.
Иван Грозный представляется царем, понимавшим политическую обстановку и способным на широкую постановку политических задач. И тогда, когда с "избранной Радой" царь ведет свои первые войны и реформы, и тогда, когда через опричнину он совершает государственный переворот, берет Ливонию и Полоцк - он "выступает с широкой программой и значительной энергией. Сам ли он ведет свое правительство или только умеет выбрать вожаков, все равно: это правительство всегда обладает необходимыми политическими качествами, хотя и не всегда имеет успех и удачу". [22]
При этом говорят о глубоком внутреннем переломе и падении Ивана IV, повлекшим за собой губительные действия во второй половине царствования.
Охотничье хозяйство. Начальное развитие охотничьего
хозяйства
Постоянная потребность в мясной пище стимулировала охоту на крупных животных. Именно по этому охота на крупных животных была основной ведущей формой производства древнейшего общества. Значение и эффективность охоты, и её удача зависела не столько от совершенства охотничьего оружия, сколько от условий местности, от случайного стечения об ...
Н. И. Егорова
РУЗВЕЛЬТ, ФРАНКЛИН ДЕЛАНО (Roosevelt, Franklin Delano) (1882–1945), 32-й президент США, родился в Хайд-Парке (шт. Нью-Йорк) 30 января 1882. Получил начальное образование под наблюдением частных учителей, вместе с родителями часто бывал в Европе. Посещал подготовительную школу в элитарном Гротоне. После окончания Гарвардского университет ...
Отмена крепостного права. Значение крестьянской реформы
Поражение России в Крымской войне стало одной из главных предпосылок отмены крепостного права. О необходимости этого шага Александр II заявил в 1856 г. Выступая перед московским дворянством, он произнес решающую фразу: "Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, пока оно само собой начнет отменяться снизу".
В ...
Разделы