Российские купцы и промышленники в XVI-XVII вв.
В XVI и особенно в XVII вв. в развитии российского предпринимательства происходят заметные сдвиги. Активизируется местный товарооборот, начинают подтачиваться устои натурального хозяйства, в связи с чем усиливается деятельность крупного торгового капитала на внутреннем рынке. Возрастает роль государства в экономической жизни, следовательно, расширяются контакты предпринимателей с казной. Наконец, имеет место и применение крупных капиталов в сфере производства. Шторы с электроприводом умные шторы с электроприводом.
В XVII в. достигает расцвета сословия структура допетровской Руси. Каждое сословие или «чин» наделяется определенными правами и обязанностями. Наряду со служилыми «чинами» выделяются сословия, чьим основным занятием становятся торговля, а также ремесло, которое все в большей степени вовлекается в рыночные отношения. Право на подобные занятия закрепляется за основной массой населения городов, так называемыми «посадскими людьми». Это сопровождается обязанностью платить прямые подати и косвенные сборы в государственную казну. Право на торговлю в значительных масштабах, в том числе на «отъезжий торг», получают представители привилегированных купеческих чинов: гости, купцы гостиной и суконной сотен. Они же привлекаются государством для выполнения различных поручений торгового и финансового характера. Так, самые богатые купцы – гости – возглавляли крупные таможни, служили головами в кабаках и кружечных дворах больших городов, организовывая сбор таможенных пошлин и казенных доходов от продажи вина.
В целом активность государства в сфере экономики существенно возрастает, что весьма неоднозначно влияет на развитие частного предпринимательства. К XVII в. складывается обширное дворцовое хозяйство. Усиливается налоговый гнет, увеличиваются разного рода службы в пользу государства, ложившиеся на плечи торгово-промышленного населения. В казну поступали не только денежные доходы, но и различные ценные товары со всей страны, например, икра, дорогие меха. Эти и другие товары продаются из казны за рубеж, часто на условиях монополии. Так, государство выступало в качестве предпринимателя, причем исключительно крупного и привилегированного.
С другой стороны, государство не только привлекало крупных купцов на безвозмездную службу в качестве своего рода должностных лиц, но и предоставляло им возможность эксплуатации некоторых объектов, принадлежавших казне. Очень часто сдавались на откуп таможни и кабаки. При этом казна получала с откупщика известную сумму.
Но торговлей, иной предпринимательской деятельностью занимались не только представители торгово-промышленных сословий. Там, где торговля и рыночные отношения достигли наибольшего развития, они захватывали практически всех – и крестьян, и бояр, и стрельцов, и казаков, и даже монастырских служек, подьячих и т.д. Иностранные наблюдатели XVII в. единодушно отмечают любовь русских к торговле. В Москве, которая являлась всероссийским средоточием крупной и мелкой торговли, в 1701 г. насчитывалось 2600 лавок и 6800 дворов, т.е. на каждые 2-3 двора приходилось торговое заведение. Кроме того, на всех площадях и перекрестках столицы, и в первую очередь, на Красной площади, в Китай-городе, множество людей торговали со скамей, из бочек и кадей, из кувшинов, с лотков, продавали всевозможный мелочный товар в разнос. Множество торговцев, особенно, мелких, параллельно занимались ремеслом, пахали и сеяли, несли караульную службу.
Жрецы
Уже в древнейшую эпоху в связи с объединением общин складывается обособленное сословие жрецов. Жрецы – прислужники храмов, владевших значительными богатствами, представляли собой очень влиятельный общественный слой. Происходили они обычно из знати. Звание жреца было наследственным. Жрец не должен был иметь физических недостатков. Жрецы ...
Установление принципата августа
С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных людей. С развитием рабовладельческого строя и ...
Нравственно-психологическая атмосфера в советском обществе после войны.
Новый виток репрессий в конце 40-х – начале 50-х гг.
Победа в Великой Отечественной войне изменила психологию советского народа. Резко возросло чувство собственного достоинства, патриотизма. Миллионы советских людей в рядах Красной Армии побывали за границей, что резко расширило их кругозор. Примитивные идеологические стереотипы перестали срабатывать. В стране проявился огромный интерес к ...
Разделы