Введение

Екатерина II, реформаторская деятельность которой охватила все области государственной, политической и социальной жизни России второй половины XVIII в., не оставила без внимания и такую важную область, как сословное устройство государства. По мнению О. А. Омельченко, создание сословий по образцу Западной Европы было для императрицы одной из основных целей ее реформаторской деятельности.[1]

Пи этом изменения коснулись самых различных ветвей законодательства: от судебного до налогового (отечественное налоговое законодательство ХУШ - первой половины Х1Х вв. представляет собою, прежде всего, сословное, регламентирующее статус лиц, занимающихся торговой и промысловой деятельностью.

Следует отметить, что эпоха XVIII стала временем интенсивного расширения видового состава источников и накопления новых письменных свидетельств. Очень сильно возрос объем законодательных актов, увеличилось количество их разновидностей. Законы стали издаваться в виде манифестов, указов, законов, положений и циркуляров. Большое место в законодательстве XVIII в. заняли комплексные акты, определившие новую систему государственного управления и социально-сословную структуру страны. В частности, особое значение имеет «Учреждение для управления губернии 1775 г.» и Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.

Материалы государственной деятельности и политические проекты Екатерины II, относящиеся к 80-м – началу 90-х годов, мало учтены и, за редкими исключениями, почти неизвестны. Однако именно эти материалы свидетельствуют о развитии сословно-экономической и правовой политики «просвещенного абсолютизма», позволяют составить полное представление о законодательной программе правительства Екатерины II.

К середине 80-х годов XVIII века относится обширный замысел полного законодательного урегулирования прав и положения всех сословий в России. Отвечая, прежде всего, интересам абсолютизма, он в большей своей части был реализован в Жалованных грамотах дворянству и городам (1785). Наряду с этим Екатерина II разработала проект Жалованной грамоты для «поселян ведомства Директора экономии» (иное название – Сельское положение), которым охватывались аналогичным образом права и положение государственных крестьян. Проект предлагалось дополнить обширным «Наказом Директору Экономии» – сводом инструкций главноуправляющему государственными имуществами и административных правил по управлению подведомственными ему уездами, округами и отдельными селениями.[2]

Кратко остановившись на историографии вопроса, отметим, работы О. А. Омельченко.[3] В 1774 – 1775 5 В 1775 – 1785 гг. годах Екатериной II, как считает О.А. Омельченко, был выработан план всеобщего «законоположения». Историк отмечает, что это был проект и будущего свода законов, и повременной законодательной деятельности. План содержал развивающую положения «Наказа» схему классификации законодательства с краткими комментариями, причем единственным комментарием к части о сословном строе было указание на запрет крепостить «вольных до того людей».

В работе Н. М. Дружинина «Просвещенный абсолютизм в России»[4] рассматривается в том числе идеологические установки и предпосылки создания сословного законодательства Екатериной II.

Аналогичные вопросы затрагиваются в работе И. А. Федосова.[5]

Н. Я. Павленко в работе биографического характера «Екатерина Великая» (серия ЖЗЛ) также касается вопроса о введении сословного законодательства в контексте жизнеописания императрицы.[6]

Предмет и задачи методики обучения истории
Сколько бы лет учитель истории ни преподавал, он все но время сам продолжает учиться; старая латинская поговорки гласит: «Пока учим — учимся». Учитель не только следит за развитием исторической науки, но и учится преподавать свой предмет. В опыте работы других учителей, в методической литературе он находит интересные приемы объяснения т ...

Трибун Гай Гракх и его законопроекты
Вскоре после своего избрания Гай выдвинул ряд предложений. Они на первый взгляд не имели прямого отношения к главной цели, к которой стремился его старший брат. Он внёс, например, предложение о понижении за счёт государства цены на продаваемый населению хлеб. Цель этого предложения заключалась в том, чтобы привлечь на свою сторону город ...

Члены трибунала
Международный военный трибунал был сформирован на паритетных началах из представителей четырёх великих держав в соответствии с Лондонским соглашением. от США: бывший генеральный прокурор страны Ф. Биддл (англ.). от СССР: заместитель председателя Верховного Суда Советского Союза генерал-майор юстиции И. Т. Никитченко. от Великобритани ...