Введение

Екатерина II, реформаторская деятельность которой охватила все области государственной, политической и социальной жизни России второй половины XVIII в., не оставила без внимания и такую важную область, как сословное устройство государства. По мнению О. А. Омельченко, создание сословий по образцу Западной Европы было для императрицы одной из основных целей ее реформаторской деятельности.[1] www.safepsychology.ru

Пи этом изменения коснулись самых различных ветвей законодательства: от судебного до налогового (отечественное налоговое законодательство ХУШ - первой половины Х1Х вв. представляет собою, прежде всего, сословное, регламентирующее статус лиц, занимающихся торговой и промысловой деятельностью.

Следует отметить, что эпоха XVIII стала временем интенсивного расширения видового состава источников и накопления новых письменных свидетельств. Очень сильно возрос объем законодательных актов, увеличилось количество их разновидностей. Законы стали издаваться в виде манифестов, указов, законов, положений и циркуляров. Большое место в законодательстве XVIII в. заняли комплексные акты, определившие новую систему государственного управления и социально-сословную структуру страны. В частности, особое значение имеет «Учреждение для управления губернии 1775 г.» и Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.

Материалы государственной деятельности и политические проекты Екатерины II, относящиеся к 80-м – началу 90-х годов, мало учтены и, за редкими исключениями, почти неизвестны. Однако именно эти материалы свидетельствуют о развитии сословно-экономической и правовой политики «просвещенного абсолютизма», позволяют составить полное представление о законодательной программе правительства Екатерины II.

К середине 80-х годов XVIII века относится обширный замысел полного законодательного урегулирования прав и положения всех сословий в России. Отвечая, прежде всего, интересам абсолютизма, он в большей своей части был реализован в Жалованных грамотах дворянству и городам (1785). Наряду с этим Екатерина II разработала проект Жалованной грамоты для «поселян ведомства Директора экономии» (иное название – Сельское положение), которым охватывались аналогичным образом права и положение государственных крестьян. Проект предлагалось дополнить обширным «Наказом Директору Экономии» – сводом инструкций главноуправляющему государственными имуществами и административных правил по управлению подведомственными ему уездами, округами и отдельными селениями.[2]

Кратко остановившись на историографии вопроса, отметим, работы О. А. Омельченко.[3] В 1774 – 1775 5 В 1775 – 1785 гг. годах Екатериной II, как считает О.А. Омельченко, был выработан план всеобщего «законоположения». Историк отмечает, что это был проект и будущего свода законов, и повременной законодательной деятельности. План содержал развивающую положения «Наказа» схему классификации законодательства с краткими комментариями, причем единственным комментарием к части о сословном строе было указание на запрет крепостить «вольных до того людей».

В работе Н. М. Дружинина «Просвещенный абсолютизм в России»[4] рассматривается в том числе идеологические установки и предпосылки создания сословного законодательства Екатериной II.

Аналогичные вопросы затрагиваются в работе И. А. Федосова.[5]

Н. Я. Павленко в работе биографического характера «Екатерина Великая» (серия ЖЗЛ) также касается вопроса о введении сословного законодательства в контексте жизнеописания императрицы.[6]

Основные положения крестьянской реформы
Положения 19 февраля 1861 г. были представлены 17 законодательными актами. Принципиальное значение имели: «Общее положение», четыре «Местных положения о поземельном устройстве крестьян», положения о выкупе, об устройстве дворовых людей, о губернских по крестьянским делам учреждениях, а также правила о порядке введения в действие положен ...

Социально-экономический и политический строй единого русского государства. Политический строй
Итак, нами уже было обозначено, что политический строй с конца XV начала XVI вв. развивался в сторону централизации. Главой государства был Великий князь всея Руси; он начал пользоваться титулом государь и проявлять черты самодержца. Титул, легенды о происхождении верховной власти и даже сам вид государя подчеркивал его отличие от подда ...

Отношения советского государства с европейскими странами
Нормализация отношений Советского государства с европейскими странами началась с торговли. Еще весной — летом 1920 г. в Лондон прибыла делегация, возглавляемая народным комиссаром внешней торговли Л. Б. Красиным, для ведения переговоров о возобновлении торговых отношений. Причем советской стороне удалось добиться отказа Лондона от требо ...