Европейские христианские миссии
Страница 1

Материалы » Колониальный захват Тропической Африки » Европейские христианские миссии

Представителями интересов европейских держав в Африке были и религиозные миссии, путь которым проложило открытие ее новых районов. Каковы бы ни были субъективные устремления отдельных представителей религиозных миссий, объективно они служили агентурой политического и экономического оправдания европейской колониальной экспансии в Африке и дальнейшему укреплению ее успехов. Английский экономист Дж. Гобсон откровенно признавал, что «империалистическое христианство прекрасно гармонирует с милитаризмом и политической автократией». По его определению, «миссионер поочередно бывает то торговцем, то солдатом, то политическим деятелем ».

Первые христианские миссионеры появились в Африке со времени открытия ее западного побережья европейцами. Попытки введения христианства в государство Конго в начале XVI в., проникновение иезуитов и доминиканцев в долину Замбези в XVII в., моравских братьев в страну готтентотов в XVIII в. не давали желаемых для миссионеров результатов. В лучшем случае христианство принимала верхушка местных обществ, и то, как правило, не надолго. В 1560 г., например, португальский миссионер-иезуит окрестил правителя страны Мономотапы, но как только попытался вмешаться во внутренние государственные дела, вскоре же был казнен.

С начала XIX в. в Западную и Южную, позже в Центральную и Восточную Африку хлынул новый поток христианских миссий из европейских стран. Разных религиозных направлений, они обосновались с 1806 г. в Сьерра-Леоне, с 1821 г. — в Гамбии, с 1833 г. — в Либерии. В 1840-е годы миссии развернули свою деятельность во всех крупных центрах западных областей современной Нигерии. В эти же годы на Золотом Береге были созданы 21 миссионерская станция. С 1828 г. среди народа фанти вело религиозную пропаганду Базель-ское миссионерское общество, среди народа эве с 1842 г. — Бременское общество.

Разные религиозные миссии были и представителями разных европейских держав. Протестантские организации действовали в интересах Англии и Германии, католические — в интересах Франции, Португалии и т. д. Показателен пример борьбы духовных миссий при дворе короля Буганды, которая приняла острый характер. В 1870-х годах в Буганде и особенно при дворе правителя большим влиянием пользовались арабы. Король Буганды Мтеза носил арабский костюм, читал Коран, часть его подданных приняла ислам. Христианские миссионеры пытались подорвать влияние арабов и ислама в стране, но не могли прийти к единству действий. Католики убеждали короля, что протестанты исповедуют ложную религию, а те в свою очередь не оставались в долгу и всячески старались очернить католиков.

С конца 1860-х годов Ватикан проводит организационное укрупнение католических миссий, создает ряд новых религиозных образований, меняет тактику в поведении и деятельности миссионеров. В 1868 г. папский престол учреждает миссионерскую префектуру Сахары и французской Западной Африки. Одновременно создаются мужское и женское Общества миссионеров Африки, получивших названия «белых отцов» и «белых сестер». С тем чтобы сделать работу своих миссионеров более эффективной, перед ними ставились задачи вживаться в образ жизни местного населения, овладевать африканскими и арабскими языками, усваивать быт и нравы населения вплоть до ношения традиционных африканских одежд, путем благотворительности и организации школьного обучения оказывать нужное влияние. До конца XIX в. народного образования в странах Африки практически не существовало. Мало было и школ, принадлежавших колониальной администрации. Дело обучения и образования находилось в руках миссионеров. В учебных планах даже немногочисленных немиссионерских школ на первом месте стояло преподавание христианской «.религии и морали». Задача школ состояла по существу не в обучении населения грамоте, а в воспитании детей в духе смирения и покорности.

Страницы: 1 2

Действия для подписания со стороны России
Для России начало переговоров о заключении “вечного” мира со Швецией, началось не с самых лучших обстоятельств: совсем недавно закончилась война с Польшей, со стороны Швеции продолжались активные военные действия. В таких условиях не возможно было рассчитывать на какие либо успехи в заключении мирного договора со Швецией. Мирные перего ...

Главные постулаты конфуцианства.
Конфуций, Кун-цзы (551-479 гг. до н.э.), выходец из луских ши, первым дал свой вариант ответа на вызов быстро и резко трансформировавшегося чжоуского общества. Опираясь на чжо-уско-лускую модель идеологических ценностей и приоритет этической нормы в поиске путей к стабильности, упорядоченной гармонии, он предложил в качестве основы успе ...

Русский патриотизм. Внешняя политика
Внешняя политика – самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство. Поддерживая мир с Пруссией, Екатерина стала интенсивно вмешиваться в польские дела и провела на польский престол своего кандидата – Станислава Августа Понятовского. Она явно ...