Манихейство и его социальная сущность

Основатель этого учения Мани родился около 215 г. в Вавилонии и начал свою проповедь в 242 г. в г. Ктесифоне. Основной идеей манихейства, как и зороастризма, была дуалистическая идея, признававшая существование двух начал – светлого и темного, добра и зла. Мир рассматривался как арена борьбы этих начал, а цель мирового развития – освобождение светлого начала. В отличие от зороастрийцев, которые объявляли существующий порядок и весь государственный строй Сасанидской державы олицетворением светлого, организующего начала, Мани учил, что мирская жизнь и сами люди, живущие на земле, являются порождением злого начала, что спасение может состоять лишь в избавлении духа человека от всего материального, земного. Единственным средством для освобождения света, смешавшегося с тьмой, манихейцы считали гибель мира. Человек всем своим поведением, всей своей жизнью обязан содействовать освобождению светлых частиц своего существа из окружающего мира, тем самым помогая светлому началу в борьбе со злом. Поэтому человек обязан воздерживаться от мясной пищи, вести нравственную жизнь, а «избранные» не должны вступать в брак, потреблять мясного, срывать растения. По мысли Мани, новое учение должно было явиться всеобщей универсальной религией и заменить собой существующие культы, поэтому он свободно черпал внешние формы обрядов из известных ему религий.

Манихейцы противопоставляли аскетизм богатству и власти эксплуататоров. Отрицательное отношение к земной материальной жизни исключало возможность выдвижения каких-либо определенных требований преобразования общества. Жестокое угнетение свободных, остатки рабовладения, резкое обострение всех социальных противоречий придали этому учению безысходность и пессимизм. Однако ненависть широких слоев угнетенных крестьян, ремесленников и рабов к угнетателям была настолько сильной, что они сочувствовали манихейской идее гибели всего существующего.

Первоначально Сасаниды не противодействовали распространению манихейства, но когда выяснилось антигосударственное и антицерковное направление манихейской проповеди, правительство начало жестокие гонения против приверженцев Мани, а сам Мани был заключен в тюрьму и в 276 г. казнен. Его приверженцы были вынуждены скрываться. На западе, в византийских владениях, куда стало быстро проникать это учение, манихеи подверглись не меньшим преследованиям.

Насколько сильно было влияние манихеев, показывает обширная христианская полемическая литература, направленная против этого учения. Отголоски манихейства прослеживаются в целом ряде средневековых ересей и сектантских движений (тондракиты в Армении, альбигойцы в Европе, богомилы в Болгарии).

В Средней Азии манихейство особенно распространилось в согдийских городах, откуда оно было занесено в Восточный Туркестан в дальше – в Китай.

В Иране манихейство продолжало тайно существовать и оказывать большое влияние на жизнь иранского общества. Все же, несмотря на широкое распространение, манихейство не стало знаменем вооруженной борьбы народа, так как ограничивалось пассивным протестом и не могло удовлетворить требований новых сил, шедших на смену рабовладению. В III–IV вв. правители Ирана охотно давали убежище на своей территории христианам в надежде приобрести в их лице союзников в тылу у римлян. Когда же христианство стало господствующей религией враждебного Рима, Сасаниды стали преследовать христиан в своей стране и поддерживать представителей еретических учений, оппозиционных официальной церкви.

Распутин и церковь
В поучениях «старца Григория» слишком сквозит его поучающее «я». Он никогда не порочил Церковь, говорил с благоговением о богослужении, о приобщении к Святым Тайнам, никого от Церкви не отваживал, а наоборот – привлекал. Но в его поступках и словах, в самом положении особенного, ни на кого не похожего, «старца», была заметна религиозная ...

Вступление
В своей истории Украина постоянно находится под гнетом других государств. Но все-таки она постоянно добывала в борьбе право быть независимым, суверенным государством. Одним из таких периодов, когда Украина старалась утвердить свою независимость, был период Б. Хмельницкого, - время существования казацкого государства. Усиление социально ...

Задачи методики.
Таким образом, методика исследует обучения истории, многосторонние связи между компонентами процесса обучения истории: целями обучения (намечаемые результаты) — содержанием обучения (отбор материала) - преподаванием (деятельность учителя и методическое построение учебных пособий) — учебной деятельностью школьников (восприятие, мышление, ...