Сущность и развитие тамги
Страница 1

Население покоренных монголо-татарами земель платило следующие налоги:

· «харадж» – основной поземельный налог в пользу монгольской казны;

· «ихраджат» – денежные и натуральные поборы на содержание ханских чиновников;

· «тагар» – подушные подати со всякого человека, вошедшего в государственные списки, а также со скота; Матрас ортопедический Херсон ссылка.

· «копчур» – прямой подоходный налог с земледельцев и скотоводов;

· «тамга» – налог с торговли и ремесел в городах и сельских местностях, а также торговые пошлины, которые взыскивали на заставах с товаров (см. ниже);

· «улаг» – почтовая повинность, связанная с обеспечением лошадьми почтовых станций (ямов);

· «бигар» – принудительные работы по прокладке дорог, постройке крепостей и т.д.

· «нузл» – постойная повинность, т.е. предоставление своего дома ханскому чиновнику и его свите, прибывшему в данную местность.

На Руси из этого множества сборов утвердились лишь дань, почтовая повинность и тамга (обязательная военная служба вскоре была отменена).

Население русских земель было подвергнуто переписи («числу»); поскольку большинство населения занималось земледелием, то дань приняла форму земельного налога – «плужное» или «поплужное». Купцы в городах платили сбор с капитала, а позже он был заменен налогом с оборота и собирался как обычная пошлина. Именно татарам русские земли обязаны появлением такого понятия, как «тамга». У тюркских народов тамга обозначала первоначально клеймо (тавро) родовой знак собственности; им метились лошади, верблюды и другой скот, находившийся в общей собственности рода, или предметы (оружие, керамика, ковры и др.), изготовленные членами рода. Так тамга стала знаком семейной и личной собственности, соответствуя гербу или печати. В таком качестве тамга появилась на монетах Золотой Орды и на печатях, которые крепились к ярлыкам, выдаваемым в Орде русским князьям и митрополитам. Позже в странах Востока и на Руси тамгой стала именоваться торговая пошлина, взимаемая деньгами либо с продаваемых товаров, либо с еще непроданных, за их провоз (поскольку пошлина бралась, когда при продаже требовалось приложение клейма – «тамги»). От слова «тамга» был образован глагол «тамжить», т.е. облагать товар пошлиной; а место, где товар тамжили, стало называться «таможней».

Великий русский историк Сергей Михайлович Соловьев в своей «Истории государства Российского» приводит следующий пример взимания тамги:

«От того же времени дошел до нас устав откупщикам тамги и пятна на Белоозере. Если городской человек – белозерец, или житель подгородных мест (окологородец), или житель какой-нибудь из волостей белозерских привезет товар свой, то таможенники берут со всякого товара по полуденьге с рубля да по полуденьге с саней за церковную пошлину, что берут в Москве. Если белозерец – городской человек купит себе в лавку мед, икру, рыбу, то брать у него с рубля по полуденьге порядного, если же он купит себе в лавку мех, или рогозину, или пошев соли, или бочку, кадь рыбы, или бочку сельдей, то со всего этого поодиначке (с одного) брать по полуденьге с стяга; по стольку же брать с живой коровы, с десяти полотей, с двадцати гусей, с тридцати поросят, с тридцати утят, с десяти баранов, с тридцати сыров, с двадцати зайцев. Со льну, луку, чесноку, орехов, яблок, маку, золы, дегтю брать по деньге с воза. С вывозной из Белоозера бочки, или кади, рыбы, меха, или рогожи, или пошева соли брать со всякой по полуденьге. С служилого человека, идущего без товара, пошлины не брать; если же служилый человек станет торговать, то брать с него тамгу и все пошлины, как и с торгового человека. Кто покупает человека в полное холопство (в полницу), тот дает по алтыну с головы наместнику да по алтыну с головы дьяку, который пишет полные грамоты, да по стольку же таможенникам. Кто купит лошадь в рубль или меньше рубля, у того брать от пятна по деньге с лошади, столько же брать и у того, кто продаст. Все торговцы, как белозерцы, так и москвичи, тверичи и новгородцы, должны показывать свой товар таможенникам, не складывая с воза или с судна; если же кто сложит товар прежде явки таможенникам, тот протамжил, товар ему назад, и если этот товар будет стоить два рубля или больше, то взять с него протамги два рубля – рубль наместнику да рубль таможенникам; если товар стоит рубль, то брать тридцать алтын без гривны; если товар стоит больше одного рубля, но меньше двух или меньше одного рубля, то брать по расчету. Если кто купит лошадь без явки, то брать с него пропятенья два рубля – рубль наместнику и рубль пятенщикам. Если белозерец – городской человек купит что или продаст в своем городе, то с того тамги не брать; если же продаст или купит судно, то брать по полуденьге с рубля. С москвича, тверича, новгородца, жителя уделов московских брать тамгу по старине, с рубля по алтыну, да с саней по полуденьге за церковную пошлину и за гостиное. Придет кто с товаром на судне из Московской, Тверской или Новгородской земли, то, сколько у них будет людей на судне, брать со всех по деньге с головы. Кто приедет из Московской, Тверской или Новгородской земли, также из монастырей этих земель, равно как из белозерских монастырей, – всем им торговать всяким товаром и житом в городе на Белоозере, а за озеро не ездить, по монастырям и по волостям не торговать, кроме одной белозерской волости – Углы: здесь быть торгу по старине, а тамгу брать, как берут на Белоозере. Кто ослушается этого запрета, с тех брать с купца два рубля да с продавца два рубля, товар описывать на великого князя, самих виновных отдавать на поруки и ставить перед великим князем; городским же людям – белозерцам и посадским – за озеро ездить торговать по старине.»

Страницы: 1 2

Основные этапы и их представители.
В процессе эволюции исторической школы Германии в экономической литературе выделяют обычно три этапа. Первый этап охватывает период 40—60-х гг. XIX и. и получил название «Старая историческая школа»; основные авторы этого этапа - В.Рошер, Б.Гильдебранд, К.Книс. Второй этап приходится на 70—90-е гг. XIX в. и называется «Новая историческ ...

Двоевластие.
С отречением Николая II от престола прекратила свое существование правовая система, сложившаяся с 1906 года. Другой правовой системы, регулирующей деятельность государства, создано не было. Теперь судьба страны зависела от политических сил, активности и ответственности политических лидеров, их способности контролировать поведение масс ...

История создания книги
12 декабря 1647 года патриарший престол Антиохийской церкви наследовал Кир Макарий, православный сириец, бывший до того священником и носивший имя Иоанн аз-Заим. Тяжкое османское иго, злоупотребления турецких чиновников привели Антиохийский престол к огромным долгам еще при предшественнике Макария патриархе Евфимии Хиосце. Патриарх Мака ...