Сущность и развитие тамги
Страница 1

Население покоренных монголо-татарами земель платило следующие налоги:

· «харадж» – основной поземельный налог в пользу монгольской казны;

· «ихраджат» – денежные и натуральные поборы на содержание ханских чиновников;

· «тагар» – подушные подати со всякого человека, вошедшего в государственные списки, а также со скота;

· «копчур» – прямой подоходный налог с земледельцев и скотоводов;

· «тамга» – налог с торговли и ремесел в городах и сельских местностях, а также торговые пошлины, которые взыскивали на заставах с товаров (см. ниже);

· «улаг» – почтовая повинность, связанная с обеспечением лошадьми почтовых станций (ямов);

· «бигар» – принудительные работы по прокладке дорог, постройке крепостей и т.д.

· «нузл» – постойная повинность, т.е. предоставление своего дома ханскому чиновнику и его свите, прибывшему в данную местность.

На Руси из этого множества сборов утвердились лишь дань, почтовая повинность и тамга (обязательная военная служба вскоре была отменена).

Население русских земель было подвергнуто переписи («числу»); поскольку большинство населения занималось земледелием, то дань приняла форму земельного налога – «плужное» или «поплужное». Купцы в городах платили сбор с капитала, а позже он был заменен налогом с оборота и собирался как обычная пошлина. Именно татарам русские земли обязаны появлением такого понятия, как «тамга». У тюркских народов тамга обозначала первоначально клеймо (тавро) родовой знак собственности; им метились лошади, верблюды и другой скот, находившийся в общей собственности рода, или предметы (оружие, керамика, ковры и др.), изготовленные членами рода. Так тамга стала знаком семейной и личной собственности, соответствуя гербу или печати. В таком качестве тамга появилась на монетах Золотой Орды и на печатях, которые крепились к ярлыкам, выдаваемым в Орде русским князьям и митрополитам. Позже в странах Востока и на Руси тамгой стала именоваться торговая пошлина, взимаемая деньгами либо с продаваемых товаров, либо с еще непроданных, за их провоз (поскольку пошлина бралась, когда при продаже требовалось приложение клейма – «тамги»). От слова «тамга» был образован глагол «тамжить», т.е. облагать товар пошлиной; а место, где товар тамжили, стало называться «таможней».

Великий русский историк Сергей Михайлович Соловьев в своей «Истории государства Российского» приводит следующий пример взимания тамги:

«От того же времени дошел до нас устав откупщикам тамги и пятна на Белоозере. Если городской человек – белозерец, или житель подгородных мест (окологородец), или житель какой-нибудь из волостей белозерских привезет товар свой, то таможенники берут со всякого товара по полуденьге с рубля да по полуденьге с саней за церковную пошлину, что берут в Москве. Если белозерец – городской человек купит себе в лавку мед, икру, рыбу, то брать у него с рубля по полуденьге порядного, если же он купит себе в лавку мех, или рогозину, или пошев соли, или бочку, кадь рыбы, или бочку сельдей, то со всего этого поодиначке (с одного) брать по полуденьге с стяга; по стольку же брать с живой коровы, с десяти полотей, с двадцати гусей, с тридцати поросят, с тридцати утят, с десяти баранов, с тридцати сыров, с двадцати зайцев. Со льну, луку, чесноку, орехов, яблок, маку, золы, дегтю брать по деньге с воза. С вывозной из Белоозера бочки, или кади, рыбы, меха, или рогожи, или пошева соли брать со всякой по полуденьге. С служилого человека, идущего без товара, пошлины не брать; если же служилый человек станет торговать, то брать с него тамгу и все пошлины, как и с торгового человека. Кто покупает человека в полное холопство (в полницу), тот дает по алтыну с головы наместнику да по алтыну с головы дьяку, который пишет полные грамоты, да по стольку же таможенникам. Кто купит лошадь в рубль или меньше рубля, у того брать от пятна по деньге с лошади, столько же брать и у того, кто продаст. Все торговцы, как белозерцы, так и москвичи, тверичи и новгородцы, должны показывать свой товар таможенникам, не складывая с воза или с судна; если же кто сложит товар прежде явки таможенникам, тот протамжил, товар ему назад, и если этот товар будет стоить два рубля или больше, то взять с него протамги два рубля – рубль наместнику да рубль таможенникам; если товар стоит рубль, то брать тридцать алтын без гривны; если товар стоит больше одного рубля, но меньше двух или меньше одного рубля, то брать по расчету. Если кто купит лошадь без явки, то брать с него пропятенья два рубля – рубль наместнику и рубль пятенщикам. Если белозерец – городской человек купит что или продаст в своем городе, то с того тамги не брать; если же продаст или купит судно, то брать по полуденьге с рубля. С москвича, тверича, новгородца, жителя уделов московских брать тамгу по старине, с рубля по алтыну, да с саней по полуденьге за церковную пошлину и за гостиное. Придет кто с товаром на судне из Московской, Тверской или Новгородской земли, то, сколько у них будет людей на судне, брать со всех по деньге с головы. Кто приедет из Московской, Тверской или Новгородской земли, также из монастырей этих земель, равно как из белозерских монастырей, – всем им торговать всяким товаром и житом в городе на Белоозере, а за озеро не ездить, по монастырям и по волостям не торговать, кроме одной белозерской волости – Углы: здесь быть торгу по старине, а тамгу брать, как берут на Белоозере. Кто ослушается этого запрета, с тех брать с купца два рубля да с продавца два рубля, товар описывать на великого князя, самих виновных отдавать на поруки и ставить перед великим князем; городским же людям – белозерцам и посадским – за озеро ездить торговать по старине.»

Страницы: 1 2

Итоги и последствия принятия христианства
Таким образом, можно сказать, что Владимиром было крещено некоторое большинство людей на Руси и что язычество было объявлено запрещённой верой и преследовалось властью. Оно, конечно, не перестало существовать, но стало тайной верой, какой по прошествии долгого времени после описываемых событий стало старообрядчество. Христианская вер ...

Таллеман де Рео. Из «Занимательных историй»
Покойный Король был неглуп; но, как я уже однажды сказал, ум его имел склонность к злословию; говорил он с трудом, и поскольку в придачу он отличался робостью, то и держался, как правило, нерешительно. Он был хорошо сложен, довольно сносно танцевал в балетах, но почти всегда изображал смешных персонажей. Он прочно сидел в седле, мог при ...

Период троецарствия и попытки объединения китая под властью империи Цзинь (III-IV вв)
Цикл подъема, обеспеченного мощью ханьской государственности, возвестившей эру добродетельного правления и установившей относительный социальный мир и ослабление центробежных тенденций в стране, давно канул в Лету. В эпоху наступившего упадка один дворцовый переворот следовал за другим. На смену отшумевшей крестьянской войне, разрушивше ...