Одежда и обувь восточнославянских народов. Мужская одежда
Страница 1

Материалы » Материальная культура восточных славян » Одежда и обувь восточнославянских народов. Мужская одежда

Древняя славянская одежда не была свободной и не подчёркивала красоту телесных пропорций и движений и движений человеческого тела. Она плотно облегала тело, в целом была тяжёлой. Мужская одежда исстари состояла из штанов, рубахи и из верхней одежды – плаща. Штаны поддерживались на бёдрах бечёвкой, позднее ремнём и завязывались у щиколоток. Плечи и спину древние славяне часто оставляли неприкрытыми и даже в бой шли так. Но тем не менее условия среды, в которой они жили, всё же вынуждали их носить одежду, которая прикрывала бы и верхнюю половину тела.

Основной частью одежды, являющейся одновременно и нижней, была рубаха. Она надевалась прямо на тело. И имела вид грубой конопляной или льняной рубашки длиною до колен, несомненно, весьма простого покроя.[6] Различные типы современной восточнославянской мужской рубахи отличаются главным образом характером разреза для надевания рубахи, фасоном воротника и манерой носить рубаху – поверх штанов или иначе. Менее существенный моменты – вышивание особых кусков материи под мышками и на плечах и подкладка на спине и груди. Что касается разреза для надевания рубахи, то во всех русских рубахах этот разрез делают не посреди груди, а сбоку, иногда у самого плеча. В большинстве случаев он идёт он идёт вертикально книзу, реже – косо, от плеча к середине груди. Этот тип русской рубахи, так называемая косоворотка, белорусам и украинцам неизвестен. Очевидно он появился не раньше XV века. Во всяком случае, косоворотка, как модная и праздничная рубаха вытеснила ещё в XIX веке издавна существовавшую у русских рубаху с прямым разрезом на груди. Предположение некоторых учёных о татарском происхождении русской косоворотки не имеет достаточных оснований. Хотя восточнославянская рубаха с прямым разрезом старше современной косоворотки, однако и в прежней, исконно существовавшей славянской рубахе разрез делали необязательно посредине груди. На самых старых рубахах украинских лемков в Карпатах разрез не спереди, а на спине. На женских рубахах лемков и бойков разрез сбоку, на левом плече, причём он захватывает часть рукава и груди. Рубаха с разрезом сбоку лучше защищает грудь от холода. Разрез на плече или около плеча позволяет свободно двигать рукой.

Рубахи могут быть трёх типов – со стоячим или отложным воротником или без воротника. Ворот рубахи при этом в большинстве случаев собирают в сборку, точно так же, как на женской рубахе. Эти сборки обшивают тесьмой или узкой полоской материи, так что получается низкий стоячий воротник. Особенно широко распространённый на Украине. Такой низкий стоячий воротник украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Более высокие стоячие воротники, нередко вышитые – обязательная принадлежность косого разреза на груди. Вероятно, они возникли из шейных украшений. В старину такие украшения были широко распространены у восточных славян. Позднее их стали пришивать к вороту рубахи. Широкий отложной воротник, белорусская передняя, распространён у украинцев и белорусов, но совершенно неизвестен русским.

Рубаху застёгивают или завязывают у ворота с помощью запонок, обычных пуговиц или тесёмок. Запонки с круглыми разноцветными стеклянными бусинами можно ещё увидеть почти повсюду, но лишь как исчезающий предмет старины. Их чаще используют для женских рубах.

Носят рубаху, как это принято у всех славян, поверх штанов, и лишь украинцы отказались от этого обычая, переняв манеру восточных народов заправлять подол рубахи в штаны. Русским и белорусам совершенно чужд это способ ношения рубахи. У украинцев, особенно в лесных местностях, сохранился также и старый способ носить рубаху поверх штанов. Когда украинцы Екатеринославской губернии одевают покойника, перед тем как положить его в гроб, они выпускают рубаху поверх штанов, если умерший женатый или вдовец, и заправляют её в штаны, если умерший был холост.

Что касается покроя рубахи, то кое-где отсутствуют обычно принятые вставки под мышками из четырёхугольных, реже треугольных кусков материи. Донские казаки считали отсутствие ластовиц своего рода признаком отличия от «мужиков», т.е. от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. Русские любят рубахи с ластовицами, отличающимися по цвету от самой рубашки.

Страницы: 1 2

Период троецарствия и попытки объединения китая под властью империи Цзинь (III-IV вв)
Цикл подъема, обеспеченного мощью ханьской государственности, возвестившей эру добродетельного правления и установившей относительный социальный мир и ослабление центробежных тенденций в стране, давно канул в Лету. В эпоху наступившего упадка один дворцовый переворот следовал за другим. На смену отшумевшей крестьянской войне, разрушивше ...

Боярская дума
Высшая власть в Российском государстве осуществлялась великим князем вместе с Боярской думой. Великий князь сам назначал бояр в Думу на высшие государственные должности. По сути своей Дума являлась сословным органом княжеско-боярской аристократии. Бояре занимали ключевые посты в центральном и местном аппарате. Они решали наиболее значит ...

Путешествие по России
20 июля 1654 года, в праздник святого пророка Илии, ровно через два года после выезда из Алеппо, путешественники «переехали границу земли казаков и прибыли на берег глубокой реки, называемой Соими (Сейм), которая составляет предел земли Московской». « . Мы вступили, читатель, - пишет Павел Алепский, - во вторые врата борьбы, пота, и тру ...