Провинции
Страница 1

Начиная с XIV в. территориальное расширение Османской империи создало необходимость в разграничении провинций и назначении наместников, которых утверждала центральная власть. Структура этих провинций совпадала с поместной военно-ленной структурой армии.

В зависимости от размеров и значения, были три вида административных единиц:

бейлербейлик (или эйалет)

санджак (или лива)

каза (кадилик).

а) Бейлербейлик (или эйалетпосле 1590 г.)

Соответствует самой крупной единице административно-территориального деления, возглавляется бейлербеем.

В 1520 г. их насчитывается 8, в 1544 г.— 11, в 1610 г. — 32 (см. таблицу).

Бейлербей носил титул паши.

Власть, которую доверял бейлербеям султан, символизируется штандартом: древко с золотым шаром на конце и двумя конскими хвостами (туг, на султанском штандарте их шесть).

Владения (хасс), которые пожалованы им султаном, соответствуют очень высоким доходам.

Полномочия даются обычно не более чем на три года.

Назначаются бейлербеи из «рабов» (кул) султана или из принцев крови.

Бейлербеи является военачальником, который командует конницей, или сипахи и приводит ее на место сбора армии.

б) Санджак (или лива)

Относится к подчиненным административно-территориальным единицам, управляется санджак беем.

Штандарт санджак беябыл украшен лишь одним конским хвостом.

Годовые доходы санджак бея зависят не только от значения управляемого им областей, но и от положения самого правителя.

Санджак бею помогает диван, сформированный по образцу Большого совета (Дивана) при султане.

в) Каза (кадилик)

Более мелкая территориальная единица в составе санджака, возглавляемая кади, или судьи.

Управление поручается субагии.

В своем субагиилике субагии выполняет те же функции, что и санджак бей.

Субагии выполняют также полицейские функции в крупных городах.

Сроки полномочий субагии, как правило, не продолжительны: обычно менее трех лет, — чтобы они «не укоренялись» в своих областях.

Во вверенных территориях обязанности бейлер-беев и санджак беев ограничиваются обеспечением собственных доходов и поддержанием порядка. Они имеют в качестве помощников финансовых агентов (дефтердар), подчиненных центральной администрации. Все остальное — собственно административное управление, в том числе и отправление правосудия, возлагается исключительно на судейских, кади.

Эта схема представляет собой чисто османскую организацию управления провинциями, и она применяется в центре империи. В других районах, однако, встречаются отличия:

османское владычество, например, может сводиться к присутствию наместника (вали), финансовых агентов (дефтердар), судей (кади) или гарнизонов. Султан довольствуется получением, в форме дани, фискальных налогов, отчислений от местных административных и военных расходов и, при стечении обстоятельств, посылкой на место воинского контингента.

В горных областях, населенных кочевниками, которых трудно контролировать, Высокая Порта предпочитала давать широкую автономию вождям племен. Тридцать местных властей (хюкюмет) было признано, таким образом, в Армении и Курдистане.

Были и специфические политические образования, связанные с империей вассальной зависимостью. Эти территории имели полную автономию в своих внутренних делах, пользовались покровительством султана, но должны платить ему ежегодную дань (харадж), преподносить «дары» (пешкеш) деньгами и товарами (зерно, кожи, соль, бараны, ткани) и оказывать при необходимости военную помощь. Такими территориями были:

• находящиеся «под защитой» христианские государства (харадж-гюзар), расположенные к северу от Дуная: Молдавия (Богдан), Валахия (Эфлак), Трансильвания (Эрдель, восточная часть Венгрии);

на далматинском берегу, Торговая республика Рагуза (Дубровник), вассал Османской империи по крайней мере с 1458 г. Она платит султану дань (в 1481 г., например, 12 500 дукатов);

Страницы: 1 2

Научное наследие
Рукописное наследие М.В. Ломоносова представляет собой целый ряд работ по различным отраслям знаний, причем многообразие тематики не только удивляет, но и вызывает восхищение. Вклад М.В. Ломоносова в развитие русской науки поистине неоценим. Рассказать обо всех научных достижениях ученого в нескольких словах невозможно. Отмечу только ос ...

Реформа 1775 г. и ее роль в развитии сословного законодательства
Манифест 7 ноября 1775 г., которым сопровождалось обнародование «Учреждения», указывал следующие недостатки существующего областного управления: во-первых, губернии представляли слишком обширные административные округа; во-вторых, эти округа снабжены были слишком недостаточным количеством учреждений со скудным личным составом; в-третьих ...

Борис Годунов - реформатор России
В период достаточно долгого (1534-1584гг.) правления Ивана Грозного во власть Московского государства с взятием Казани и Астрахани перешло все Поволжье. Это в свою очередь подготовило колонизацию более отдаленных районов Азии и продвижению русских на восток. Принятие царского титула, созыв Земского собора, стремление оживить земскую жиз ...