Декреты советской власти об отмене патриархально-родовых обычаев
Страница 2

Материалы » Становление и развитие казахской Советской государственности » Декреты советской власти об отмене патриархально-родовых обычаев

Декрет об отмене калыма впервые в истории казахского народа объявил уплату и принятие калыма уголовным преступлением.

17 января 1921 года СНК КАССР утвердил Декрет «О брачном праве киргиз», в основу которого были положены первые декреты и Кодекс законов о браке, семье РСФСР. Документ этот законодательно закрепил равноправие супругов в семейно-брачных отношениях, отменил нормы обычного права, допускавшие похищение девушек (умыкание) для последующего вступления с ними в брак, обычай, по которому вдовы (жесир) признавались наследством умершего мужа или целого рода.

Вслед за декретом «О брачном праве киргиз» 9 ноября 1921 года издается Декрет Совнаркома КАССР «О наказуемости многоженства», где наряду с отменой этого вредного обычая определяются и меры наказания уголовно-правового характера за его совершение. Например, ст. 1 гласит, что лица, виновные в многоженстве, наказываются заключением в доме лишения свободы на срок до одного года, наказывалась и женщина, если она заведомо добровольно вступает в брак с мужчиной при наличии супружества последнего, с другими женщинами .

После обнародования декрета «О брачном праве киргиз» особенно увеличилось количество дел о разводе. В большинстве случаев инициативу проявляли сами женщины-казашки, мотивируя просьбу тем, что они были насильно выданы замуж. Это было закономерным явлением, ибо по адату и шариату право развода имел только муж.

Одним из самых распространенных институтов казахского обычного права был кун.

Наряду с разрешением проблемы брака и семьи Всеказахский Учредительный съезд Советов особое внимание уделял вопросам борьбы с преступлениями, связанными с такими пережитками, как кровная месть, кун, барымта, нападение рода на род и др.

9 декабря 1920 года Совнарком Казахстана во исполнение решений Всеказахского Учредительного съезда Советов издал декрет «Об отмене куна». Так началась борьба за ликвидацию пережитков кровной мести, запрещены были как уплата, так и принятие куна. Договоры и сделки об уплате куна лишались судебной защиты.

В одном ряду с куном стояла барымта. Оба эти института обычного права являются пережитками патриархально-родовых отношений.

В дореволюционном Казахстане барымта имела весьма широкое распространение. Барымтование происходило между родами и было основным источником родовой вражды. Причем вражда эта иногда длилась несколько лет, нанося огромный ущерб народу.

В первые же годы Советской власти наиболее сознательная часть населения день за днем начала понимать всю пагубность барымты, выгодность ее только феодалам и баям и активно вступила в борьбу по ее ликвидации.

Учитывая все это, Всеказахский Учредительный съезд Советов осудил барымту как реакционный институт кaзахского обычного права.

Для пресечения барымты ЦИК Казахстана 10 ноября 1921 года принял постановление о борьбе со скотокрадством. Виновные в совершении указанного преступления подвергались лишению свободы за кражу государственного, общественного и личного имущества. В документе выделялись наиболее опасные формы хищения, в отношении которых предусматривались повышенные меры наказания и особый порядок их рассмотрения.

Декрет не учитывал при определении наказания степень участия того или иного лица в совершении данного преступления, последовательно придерживаясь «Руководящих начал» по уголовному праву РСФСР 1919 года, где было указано, что за деяния, совершаемые сообща группой лиц (шайкой, бандой, толпой), наказываются как исполнители, так и подстрекатели и пособники. Мера наказания определялась не степенью участия, а степенью опасности преступления и совершенного им деяния.

Страницы: 1 2 3