Декреты советской власти об отмене патриархально-родовых обычаев
Страница 1

Материалы » Становление и развитие казахской Советской государственности » Декреты советской власти об отмене патриархально-родовых обычаев

У народов средней Азии и Казахстана, в первые годы Советской власти сохранились еще отдельные пережитки патриархально-феодальных отношений.

Общественные организации и органы Советской власти в Казахстане повели борьбу с такими пережитками патриархального родового быта, которые стали помехой в осуществлении задач упрочнения Советского государства. Об этом свидетельствует, в частности, перечень преступлений, именовавшихся пережитками родового быта. Объектами этих преступлений выступают либо государственное управление (при совершении куна и барымты, присвоения административных, судебных и налоговых функций государства), либо свобода женщины (при принуждении к вступлению в брак, похищение, либо многоженство). Поэтому не случайно, начиная с 1919-1920 годов, на всех съездах, конференциях и собраниях трудящихся Казахстана с большой остротой ставятся вопросы борьбы с вредными пережитками старого общества, отмены наиболее реакционных форм адата и шариата.

На 1 Учредительном съезде Советов Казахстана особый интерес вызывало обсуждение вопроса об организации советской юстиции и реформе суда. При решении данного вопроса съезд положил в основу указания Декларации КАССР: "Народную юстицию построить в точном соответствии с опытом народного суда Советской России, считаясь с бытовыми особенностями киргизского народа там, где они не противоречат основным положениям прав трудящихся, устанавливаемых настоящей Декларацией". Выражая волю казахских трудящихся, которые хотели сохранить некоторые обычаи, съезд указал, что на территории Казахстана при решении народные суды должны руководствоваться не только имеющимися законоположениями, но и обычаями казахов и других народностей, но в той мере, в какой эти обычаи не противоречат основным принципам Советской власти.

Учредительный съезд Советов КАССР, руководствуясь положениями брачного, семейного и опекунского права РСФСР 1918 года в своей резолюции записал: В целях раскрепощения киргизской женщины и борьбы с многоженством необходимо предоставить ей полную свободу при вступлении в брачный союз, который должен быть основан на добровольном обоюдном согласии их. Брак должен быть огражден от всякого постороннего давления и принуждения; свободный от каких-либо соображений или интересов материального свойства родственников. Брачный возраст был установлен для лиц мужского пола - 18, а для женского - 16 лет. Юридическую силу имел лишь гражданский советский брак. Была установлена свобода развода, калым лишился судебной защиты.

Эти решения и стали юридической базой в борьбе с пережитками прошлого. Декрет ЦИК и СНК КАССР "Об отмене калыма", изданный в 1920 году, осуществился лишь после принятия и введения в действие главы IX УК РСФСР 16 октября 1924 года". Ст.230: Уплата калыма (выкупа за невесту, вносимого по обычаям коренного населения КАССР женихом, его родителями или свойственниками-родителями, родичами или свойственниками невесты, - скотом, деньгами или другим имуществом и устанавливающего против ее воли обязательство выдавать невесту замуж именно за этого жениха) - карается лишением свободы или принудительными работами на срок до одного года. В данном кодексе предусматривалось и наказание должностных лиц, соучастников преступления. Каралось также и принятие калыма штрафом в размере калыма. Таким образом, правовой основой для нормотворчества, направленного на ликвидацию калыма и других патриархальных институтов обычного права, явились акты Учредительного съезда Советов КАССР 1920 года, которыми были закреплены основные принципы семейно-брачных отношений - свобода вступления в брачный союз.

Страницы: 1 2 3

Социально-экономическое положение
Родовая аристократия (кидзоку) получала земли, так называемые бенефиции, различные выплаты за службу, при этом пользовались налоговыми и другими льготами, владели домами, храмами, большим количеством рабов. Право на бенефиций было у принцев и высших чиновников 1 – 3 рангов. Чиновники 4 – 5 рангов получали пожизненное жалование (ироку) ш ...

Возобновление монастыря в XVIII столетии
После разорения 1611 года Валаамский монастырь более ста лет находился в полном запустении. Залогом возрождения обители были святые мощи преподобных Сергия и Германа, скрытые монахами глубоко под землей. Над Валаамом постоянно нависала угроза поругания иноверцами-лютеранами. Это придало решимости архимандриту Тихвинского монастыря Макар ...

Распад державы Гуптов и возникновение государства Харши
Империя Гуптов оказалась непрочным политическим объединением. Уже с середины V в. стали заметны признаки политического кризиса в этой державе, вызванного быстрым ростом сепаратизма усилившихся крупных частных землевладельцев. Распаду государства способствовали и постоянные разрушительные нападения с запада военного союза варварских плем ...