Реформы второй половины XIX в., их влияние на судьбу России
Страница 1

Материалы » Реформы и реформаторы » Реформы второй половины XIX в., их влияние на судьбу России

Самодержавная Российская империя из ста лет XIX в. воевал, а семьдесят. В остальные годы «вооруженного мира», опасаясь соседей она готовилась к новым конфликтам. СЮ. Витте писал, что в сущности Россия была военной империей и ничем другим особо не выделялась. Стремление играть роль великой державы, необходимость поддерживать экономическое могущество не были подкреплены е реальными экономическими возможностями. Годовой доход жителя Российской империи был в три раза ниже, чем у немцев, в четыре раза — чем у французов, в пять раз — чем у англичан, в шесть раз — чем у американцев1. Да и в военной сфере Россия все больше отставала от других европейских стран.

Ярким свидетельством военно-технической и Экономической от­сталости страны стало ее поражение в Крымской войне (1853—1856), в которой также участвовали Османская империя, Англия, Франция и Сардиния. Каждая из них имела свои интересы на Ближнем Востоке. Поражение России оказало значительное влияние не только на расстановку международных сил, но и на внутреннее положение в стране. Оно заставило правительство вплотную заняться реформами, тем более что феодально-крепостнический строй обнаружил свою полную непригодность.

Реформы 1860—1870-х гг. получили в истории название Великих, буржуазных, либеральных. Действительно, тогдашнее правительство предприняло одну из наиболее последовательных попыток модернизации основных сфер жизни: социально-экономической (освобождение крестьян и решение аграрного вопроса), политической (введение местного самоуправления, реформа суда, армии), культурной (реформа школы, университетов, цензуры). Сроки проведения реформ и результаты были разными, но в этой либеральной модернизации прослеживалась внутренняя связь. Власти руководствовались двумя положениями: 1) упреждающая реформа является лучшей гарантией от революционных потрясений; 2) проводить реформы необходимо с опорой на государство и по его инициативе.

Трудов о реформах 1860—1870-х гг. написано великое множество. В работах дореволюционных авторов, содержащих большое количество фактического материала, превозносится деятельность Александра II и его сановников.

Для обсуждения аграрных проблем в 1857 г. был создан Секретный комитет. Император хотел, чтобы инициатива отмены крепостного права исходила от самих помещиков, однако их-то как раз слухи возможной отмене крепостного права удручали. Тогда Александр I поручил другу детства генерал-губернатору В.И. Назимову обратиться к императору от имени лифляндского дворянства с просьбой создать комиссии по разработке проекта реформы. В ответ на назимовское обращение 20 ноября 1857 г. был издан императорский указ о учреждении губернских дворянских комитетов. В феврале 1858 г Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крес­тьянскому делу. Большое влияние на деятельность комиссий оказали либералы Н.А. Милютин, Я.А. Соловьев, Ю.Ф. Самарин и др. Девятнадцатого февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. Практические условия освобождения определялись «Положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Манифест серьезно изменил статус 23 млн. крепостных, 19 млн. государственных и 2 млн. удельных крестьян. Теперь крестьяне были лично свободны, имели гражданские права — могли совершать сделки, вести торговлю, владеть движимым и недвижимым имуществом Они получили фамилии и паспорта.

Страницы: 1 2 3