Предпосылки
Страница 1

Князь Владимир пришел к власти после ожесточенной междоусобицы, дерзко захватив киевский стол. Как пишет Карамзин: "Владимир с помощью злодеяний и храбрых Варягов овладел государством, но скоро доказал, что он родился быть Государем великим". Владимир, будучи еще язычником, волевым усилием умножил и упрочил территорию своей державы, стремясь к укреплению своей власти над ними, при этом наживая себе не малое количество недоброжелателей и врагов. Именно к его княжению относится окончательное подчинение племен, живших на восток от великого водного пути.

Культ Перуна насаждался на Руси только некоторыми киевскими князьями, ориентировавшимися на балтийское язычество: вагров и ободритов. Там Перуну в жертву тоже приносили петухов, куски хлеба, мяса и пленников. Князь Владимир, на этом поприще, пошел еще дальше, и повелел убивать в жертву Перуну даже своих сограждан.

Несмотря на очевидную общность религиозных представлений всех восточных славян, у отдельных племен они во многом различались. Консолидация под властью Киева требовала замены различных племенных верований единой общегосударственной религией. Сплочение языческих культов диктовалось и необходимостью противостоять растущему влиянию христианства в славянской среде.

Установив свою власть в Киеве, Владимир произвел своего рода языческую реформу, стремясь, поднять древние народные верования до уровня государственной религии. Будучи ярым язычником, Владимир стал сильно ущемлять христиан. По его приказу был изготовлен новый истукан Перуна - бога грозы и войны - с серебряной головой и золотыми усами, и поставлен близ теремного двора на священном холме, вместе с другими шестью истуканами. Создание идольского святилища в Киеве сопровождалось языческими жертвоприношениями. По словам летописца, к этому месту стекался народ ослепленный и земля осквернялась кровью. Жертвой их стали два варяга, отец с сыном, причем летописец подчеркивает, что этот варяг пришел из Греции. Добрыня, посланный управлять Новгородом, также поставил на берегу Волхова богатый истукан Перуна. Но попытка превращения язычества в государственную религию с культом Перуна во главе, не удовлетворила Владимира.

В руках у князя Владимира сосредоточилась большая власть, которую он удерживал силой, но не было уважения и популярности, в связи с его распутной и аморальной репутацией. Советники князя понимали сложность внешнеполитической обстановки, особенно после похода Добрыни на Каму, и потребность в искренних союзниках.

Решение этой проблемы князь Владимир видел в принятии того или иного вероисповедания, игравшего значительную роль в политической жизни государства. Основной задачей становился поиск благоприятного союза с более сильным и развитым государством, но на условии политической независимости. Таким образом, требовалось выбрать программу, приемлемую для государства, правителей и народа.

Что касается Византии, то она была весьма заинтересована в приобщении своих северных соседей к христианской вере, рассчитывая, что это не только ослабит их натиск на империю, но и создаст условия для включения Руси в сферу ее политического влияния.

Одним из решающих компонентов процесса смены веры была позиция Киева, города по богатству и значению считавшегося третьим в Европе, после Константинополя и Кордовы. Этот город, был основой зарождающейся государственности, оказывал постоянное сопротивление набегам печенегов, приносящим много вреда, и за счет своей силы подчинял себе другие города. К тому же, при принятии христианства, отпадала висевшая над каждым угроза бессмысленной смерти.

Укрепить язычество пантеоном Перуна однако не удалось. К тому же языческие обряды, по своей безнравственности перешли все границы социальных аспектов того времени. Не исключено, что его греховное прошлое, например, братоубийство во время борьбы за политическое главенство, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Именно поэтому обращение князя в православие имело особое значение для всех.

Победа над Перуном стала переломным моментом, решившим судьбу православия на Руси. Учитывая колоссальную разницу основных постулатов язычества и христианства, сопротивление древних культов было не страшно. Но время бесспорного преобладания христианства над языческими культами наступило только в XII в. Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны.

Страницы: 1 2

Определите условия и порядок рассмотрения дела "сместным" судом по Судебнику 1550
Судебник 1550 года, его историческое значение С развитием процесса централизации государства возникла необходимость создания нового свода законодательства, каковым и стал Судебник 1550 года (царский). Данный документ базируется на нормах Русской Правды, обычном праве, судебной практике и Судебнике 1497 года (так как называемый "ве ...

Н.И. Костомаров  - историк русского народа
Среди титанов российской исторической мысли XIX в., рядом с Н. М. Карамзиным, С. М. Соловьевым, В. О. Ключевским, занимает видное место Николай Иванович Костомаров (псевдонимы — Иеремия Галка, Иван Богучаров). Творчество русско-украинского ученого историка и археографа, фольклориста и этнографа, поэта и просветителя оказало большое влия ...

Египет в эпоху среднего царства
Деление на периоды глубокой истории Египта весьма условно. Историки считают окончанием Древнего царства последние годы правления царей VI династии. Это было сложное время в истории Египта. Вероятно, одной из причин напряженности внутри страны стало резкое изменение климата: к XXIII веку стала чувствоваться близость пустыни — лето стало ...