Дело Гапона Георгия Аполлоновича
Страница 1

Материалы » Дело Гапона Георгия Аполлоновича

Гапон Георгий Аполлонович

— священник церкви св. Михаила Черниговского при Петербургской пересыльной тюрьме, стал широко известен в столице с начала 1904г, когда приступил к созданию легально организации - «Собрания русских фабрично-заводских рабочих»

Увы, наивные члены «Собрания» не могли ведать, что их пастыря принимали в департаменте полиции, что был он вхож к градоначальнику Клейгельсу, а затем к сменившему его летом 1904 г Фуллону. Гапон широко использовал свою «дружбу» с властями для заступничества за обиженных рабочих. Не раз он, обойдя все «инстанции», добивался восстановления на работе несправедливо уволенных, улаживал другие конфликты, возикающие у рабочих с администрацией, одному ему известными путями. Это позволяло до поры удерживать рабочих от забостовок. Отсутствие забостовок было для властей сильнейшим аргументом в пользу поддержки гапоновской организации. Численность «Собрания» росла не по дням, а по часам. Если в марте 1904 г. в ней насчитывалось всего около 750 человек, то в конце года их было уже свыше 7 тысяч.

Стремительный «незапланированный» рост численности и организованности «Собрания» в обстановке резкойполитализации общества конца 1904г. Пугали. Встревожена была и администрация предприятий Петербурга. Хозяева вовсе не желали в один прекрасный день столкнуться с организованной силой своих рабочих. На заводах и фабриках вокруг членов «Собрания» сгущалась атмосфера подозрительной недображелательности. Начинаются придирки заводского начальства к гапоновцам.

В середине декабря администрация Путиловского завода едва ли ни демонстративно уволила четверых рабочих-членов «Собрания». Гапон попытался уладить дело своим обычным келейным способом, но неожиданно натолкнулся на категорический отказ администрации завода идти на уступки и нежелание властей хоть как-то посодействовать в этом вопросе. И гапон, и рядовые члены его организации осознают: не принять брошенный вызов уже нельзя. Либо «Собрание» защитит своих, либо сним никто и не когда не будит считаться. Тогда зачем копили силы, готовились к борьбе, кому вообще нужна такая организация?

До последнего Гапон пытался оттянуть столкновение. Но 6 января Гапон, чувствуя, что движение приобретает неожиданный и для него неслыханно массовый характер и что оно жаждет какого-то немедленного и зримого общего действия, предлагает вместо принятия резолюций «всем миром» идти к царю и подать ему петицию о народных нуждах. Идею «на ура» встречают и руководители, и тысячи рядовых членов «Собрания». Шествие к Зимнему дворцу назначается на воскресенье, 9 января.

И вот, наконец, в воскресенье, 9 января 1905 г., с десяти часов утра людские колонны со всех концов города двинулись на Дворцовую площадь к царскому дворцу Гапон лично повёл колонну, выступившую из Нарвского отдела. Люди были одеты по-праздничному, шли с жёнами и детьми, несли хоругви, иконы, портреты царя и царицы, пели государственный гимн «Боже, царя храни!» и молитвы. Настроение было приподнятым, просветлённым. У Нарвских ворот дорогу колонне Гапона переградили войска. Колонна продолжала с пением двигаться вперёд, и тогда по ней было дано несколько ружейных залпов. Было убито и ранено свыше 40 человек. Был убит первым же залпом телохранитель Гапона Иван Васильев. Падая, он свалил Гапона на мостовую и прикрыл своим телом. На Васильевском острове, на Выборгской стороне, в других местах повторялось примерно то же самое.

Страницы: 1 2

Версии о причинах подписания договора. Версия о стремлении СССР избежать войны с Германией
Этой версии придерживаются советская и современная российская историографии. Договор был подписан после провала московских переговоров, проводившихся весной-летом 1939 года между представителями СССР, Англии и Франции в целях заключения тройственного договора о взаимопомощи (проект договора был представлен Советским правительством 2 ию ...

Действия для подписания со стороны России
Для России начало переговоров о заключении “вечного” мира со Швецией, началось не с самых лучших обстоятельств: совсем недавно закончилась война с Польшей, со стороны Швеции продолжались активные военные действия. В таких условиях не возможно было рассчитывать на какие либо успехи в заключении мирного договора со Швецией. Мирные перего ...

Корейская культура раннего средневековья
В период трех государств развивалась культура, послужившая основой для общекорейской средневековой культуры. В идеологии тога времени сохранились остатки первобытных верований и представлений — поклонение природным стихиям, духам предков и т. п. Однако с проникновением конфуцианства и утверждением буддизма как официальной религии на раз ...