Михаил Васильевич Ломоносов
Страница 1

Материалы » Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711г. в деревне, Куростовской волости, Архангельской губернии в семье крестьян-поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых.

Годы, прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения Ломоносова и наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши.

Михаил Васильевич гордился своим поморским происхождением. Разнообразная природа севера, богатый животный мир обогащали и расширяли кругозор мальчика, а суровый климат и житейские трудности делали его упорным и выносливым. С большим уважением он относился к своим землякам-поморам. Их энергия, настойчивость и трудолюбие запечатлелись в его памяти на всю жизнь.

В 1749 году на публичном заседании Академии Наук Ломоносов выступил с речью, в которой он не забыл отдать должное отважным мореплавателям-труженикам: «искусный мореплаватель, - говорил он, - не токмо в страшное волнение и бурю, но и во время кротчайшей тишины бодрствует, укрепляет орудия, готовит паруса, наблюдает звезды, примечает перемены воздуха, смотрит на восстающие тучи, исчисляет расстояние от берегов, меряет глубину моря и от потаенных камней морей блюдется.»

После 30-ти с лишним лет разлуки с родными местами он в 1764 году при составлении проекта научной экспедиции в Северный Ледовитый океан с удивительной точностью по памяти вычертил схематическую карту района, прилегающего к его родным местам.

Воспоминание далекого детства можно найти во многих сочинениях и документах ученого. В 1721 году отец женился на Федору Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней волости. Однако со второй женой он прожил не долго: летом 1724 она умерла.

Ломоносов рано познал трудовую жизнь. С 10 лет он начал помогать отцу. Ранней весной они отправлялись на рыбный промысел. Отец был неграмотный, но умный, предприимчивый человек. К началу 20-х годов он уже имел свой промысел. Почти 9 лет юноша разделял вместе с отцом его трудную и опасную профессию, совершая далекие морские переходы. Хотя в то время суда уже имели компаса, а с помощью угломерного прибора приморы умели находить высоту и широту полюса. Но для этого требовались большая сноровка и огромный опыт.

В 1763 году, составляя «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», Ломоносов уверенно писал, что продвижение судов в северных морях зависит от течения и направления ветра, «Сие приметил я по всему берегу Норманнского моря от Святого носу до Кильдина острова».

В 1761 году он писал в сенат о «великом множестве» разных минералов ,руд, дорогих металлов и камней, не только скрытых в недрах.

Свой путь в науку Ломоносов начал с изучения грамоты. Как сообщают современники, будущий учёный начал постигать грамоту в 11-12 лет. И скоро мог переписывать церковные книги. В 14 лет Ломоносов мог грамотно и чётко писать.

В 1757 году в сатирическом стихотворении «Гимн бороде» он высмеял старообрядчество и православное духовенство как представителей реакционного мировоззрения.

Страсть к науке, тяжёлая обстановка заставили Ломоносова оставить родной дом и отправиться в Москву. Это произошло в конце 1730 года, когда ему 19 лет. Свой уход из дома юноша тщательно продумал. Зная, что только в трёх городах России- в Москве, Киеве и Петербурге - можно овладеть высшими науками, и свой выбор он остановил на древней столице.

С помощью земляков Ломоносов получил паспорт на руки от Холмогородской канцелярии. Ломоносов не мог выехать в Москву до1731 года. И он ждал подходящего случая, чтобы уехать. В1730 голу Ломоносов узнал об отправлении очередного отправления каравана с рыбой. Он взял у соседа три рубля и 9 октября 1730 года он ушёл из дома.

В 1731 году начался новый период в жизни юного учёного - его трудный путь в науку. В Москве находилась «Славяно-греко-латинская академия». Но свой выбор Ломоносов остановил на Математико-навигационной школе, именно в ней он начал своё образование.

Но этого Ломоносову показалось мало. И в середине 1731 года он подает прошение на зачисление его в высшее учебное заведение. Он хотел поступить в «Славяно-греко-латинская академия» и продолжить там свой великий путь. В Академию можно было поступать только людям знатного рода, а Ломоносов был из простой семьи, и ему пришлось придумать свою историю.

В год поступления Ломоносова в Академию там было 236 человек. Прохождение полного курса было рассчитано на 13 лет. Обучение было разделено на 8 классов, или на 8 школ, как тогда говорили, которые включали в себя 4 низших класса, 2 средних и 3 высоких.

Страницы: 1 2 3

Подписание договора
Риббентроп прилетел в Москву в полдень 23 августа и немедленно явился в Кремль. Встреча, продолжавшаяся три часа, закончилась благоприятно для немцев. По словам присутствовавшего на встрече личного переводчика Сталина, Владимир Павлова, когда началось обсуждение проекта договора, Сталин заявил: «К этому договору необходимы дополнительны ...

Кризис старого консерватизма
Противоречия структурной перестройки, исключительная сложность приспособления к новым условиям воспроизводства и мирового рынка, острота классовых и социальных конфликтов, делают необходимым широкое вмешательство буржуазного государства в экономику, изыскание его новых форм и методов. Резкое углубление общего кризиса капитализма связан ...

Перелом в международной торговле в 17 веке
Ослабление военного могущества Османской империи и упадок тимариотской (военно-ленной) системы стали темой многочисленных работ историков как в самой Турции, так и за ее пределами, стремившихся дать свое объяснение причин упадка великой державы средневековья. «Революцией цен» историки условно назвали значительное повышение цен в Европе ...